ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

к содержанию

 

26.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, ВСЕМИРНЫЙ БАНК, МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

 

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией, поэтому размер взноса в капитал определяет воз можность влияния страны на их деятельность. Доля 25 развитых стран (14,5% числа членов МВФ) в его капитале (290,4 млрд дол.) составляет 63%, в том числе США — 17,5%, 15 стран ЕС — 30,3%, Японии — 6,3%, России - 2,8% (она занимает 10-е место по величине квоты — 8,1 млрд дол.). Принятие решений по важным вопросам требует квалифицированного боль шинства голосов (85%). Это обеспечивает контроль за принятием решений (вплоть до вето) США и странам ЕС. США располагают в ВБ 17% всех голосов, т.е. имею ? столько голосов, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квар- тира МВФ и группы ВБ находятся в Вашингтоне.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран — членон МВФ оплачиваются полностью (около 25% — СДР или свободно конвертиру емой валютой и 75% — национальной валютой). Взносы в капитал МБРР онлачи ваются лишь в размере 6,4% подписного капитала, а 93,6% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Байк; па мировых рынках.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые инсти туты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

¦ содействие сбалансированному росту международной торговли;

¦ предоставление кредитов странам-членам (сроком до пяти лет) дл:: преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

¦ отмена валютных ограничений;

¦ межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблю дением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированные в Уставе Фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями

¦ лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоть

¦ Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране- заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизацион ную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерали зации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спа/1, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).

С 1992 года МВФ предоставил России кредиты на сумму 21,3 млрд дол. Достиг нутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставлении антикризисного кредит ного пакета (11,2 млрд дол.) и резервного кредита (4,5 млрд дол.) были реализованы лишь частично, поскольку, по мнению Фонда, выдвигаемые им требования относи тельно реформирования российской экономики не были выполнены.

Выдвигаемые Фондом жесткие требования, официально призванные устра нить разбалансированность экономики, денежного обращения, обеспечить погаше ние внешнего долга, не всегда достигали поставленной цели и усугубляли негатив ные процессы в стране-заемщице. Так, в соответствии с условиями первого кредита Фонда (1992 г.) в России была внезапно введена либерализация цен, что привело к их росту в 26 раз за год и усилению инфляции. Рекомендованные Фондом дефля ционные меры усугубили экономический спад, свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный «голод» и неплатежи. Под давлением МВФ Россия в 1992 году ввела частичную конвертируемость рубля без создания необходимых условий, что повлекло за собой снижение его валют ного курса и усугубило процесс «бегства» капитала. Постоянный надзор за макро экономической и валютной политикой в России осуществлял представитель Фон да при Центральном банке Российской Федерации.

В условиях улучшения макроэкономических показателей Россия отказалась от заимствований в МВФ и погасила свою задолженность Фонду.

Однако сотрудничество России с МВФ сохраняет определенное значение с учетом его роли в регулировании валютно-кредитных отношений.

Россия активно сотрудничает с группой Всемирного банка (ВБ), которая включает Международный банк реконструкции и развития и четыре его под разделения.

Число стран — членов МБРР составило 183 (на 1 июля 2005 г.). Уставный капитал — 190 млрд дол. Как и в МВФ, наибольшая подписка на капитал и число голосов принадлежат США (16,8 и 16,4% соответственно).

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР долгосрочные (15—20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затраги вая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляет не только стабилизационные, но и струк турные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в этом мировом инвести ционном банке и получить выход на мировой рынок ссудных капиталов.

Итоги первого десятилетия сотрудничества с ВБ свидетельствуют об опре деленной позитивной роли его кредитов в развитии экономики и кредитно-бан- ковской системы России.

За 1992—2001 годы ВБ предоставил России кредиты (11,3 млрд дол.) в трех формах:

1) бюджетозамещающие (63%), сходные с кредитами Фонда, в форме креди тования федерального бюджета Российской Федерации, даже если они официаль но назывались «угольные» (на реорганизацию угольной отрасли) или «социаль ные» (на поддержку системы социальной защиты работников кредитуемой отрасли). Эти кредиты, особенно первые, использовались неэффективно, в основ ном на погашение бюджетной задолженности по заработной плате, других теку щих расходов бюджета, а не на структурные отраслевые реформы;

2) связанные кредиты на определенные цели — охрану окружающей среды, оборудование налоговых служб, реформы статистики и др.;

3) инвестиционные кредиты или гарантии, предназначенные для софиианси- рования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран. Например, Россия, Украина, Норвегия, США совместно кредитуют инвести ционный проект «Морской старт» под гарантию ВБ.

При кредитовании инвестиционных проектов ВБ оказывает помощь российским банкирам в подготовке сложной документации, совместно с россий скими специалистами проводит анализ и мониторинг кредитуемых объектов. Российские банки используют опыт ВБ по организации проектного финансиро вания.

Условия кредитов ВБ России корректируются с учетом особенностей креди туемых инвестиционных проектов.

ВБ содействует подготовке к введению международных стандартов финан совой отчетности в банках России и обучению российских банкиров.

К числу негативных результатов кредитного сотрудничества ВБ с Россией относятся следующие. Условия кредитов ВБ (особенно в первый период) вклю чали политические требования (развитие демократии, многопартийности, незави симость средств массовой информации и др.).

ВБ часто предъявлял России как заемщику жесткие экономические требо вания (например, срочная реорганизация угольной промышленности) без учета российской специфики.

Стоимость кредитов ВБ завышается (по оценкам специалистов, на 10—20%) в связи с высокой оплатой западных специалистов и консультантов ВБ при разра ботке модели проектного финансирования. Применявшаяся неэффективная схема предоставления кредита ВБ российскому Правительству через федеральный бюд жет, откуда выделялись ссуды субзаемщикам-предприятиям, привела к образова нию их просроченной задолженности перед бюджетом, за счет которого обслужи вается государственный внешний долг. К тому же Минфин России недостаточно контролировал целевое использование кредитов ВБ и бухгалтерский учет обору дования, приобретаемого за счет этих кредитов.

В итоге лишь 70% одобренных и выделенных России кредитов ВБ были использованы (8,1 млрд дол. из 11,5 млрд дол. в 1992—2001 гг.) в связи с неэффек тивным законодательством, высокими рисками, бюрократией и коррупцией. Кре диты с низким рейтингом были аннулированы (2,5 млрд дол.) в целях улучшения российского кредитного портфеля в ВБ.

После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование эко номики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.

С учетом противоречивых результатов первого десятилетия кредитного сотрудничества ВБ и Россия разработали новую стратегию на 2003—2005 годы в целях поддержания реализации комплексной программы реформ Правитель ства РФ, в частности в форме целевого кредитования конкретных инвестицион ных проектов.

Специфика ВБ заключается в наличии у нею четырех подразделений.

Международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960 году; ныне число членов — 162) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35— 40 лет правительствам наименее развитых стран — членов МБРР, взимая лишь комиссию в размере 3,4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов — поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика МАР заключается в координации ее деятельности с МБРР и совмест ном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных меж государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов. Хотя сумма кредитов МАР невелика (107 млрд дол. в 1960—2001 гг.), они были использованы для осуществления 134 инвестицион ных проектов в 53 странах, особенно африканских (половина кредитов в 2001 г.), где находятся наиболее бедные регионы мира. Предполагается заменить беспро центные кредиты дарами.

Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г., ныне число членов — 175). Капитал МФК невелик — 2,36 млрд дол. Совокупный объем предоставленных МФК кредитов — 48 млрд дол. — в 20 с лишним раз превышает ее капитал. Это объясняется долевым участием МФК (60%) в этих заимствова ниях стран-членов и привлечением синдицированных кредитов частных банков (40%). Участие МФК в капитале предприятия колеблется от 5 до 15%. иногда — до 35%. Деятельность МФК направлена на стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран. Кредиты предоставляются наиболее рента бельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Специ фика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избе жать государственного контроля.

Кроме того, в ответ на критику МБРР и МФК, в начале 90-х годов создано пять совместно управляемых департаментов; нефти, газа и продуктов нефтехимии; добывающей промышленности; глобальных информационных и телекоммуника ционных технологий; консультационных услуг для частного сектора; мелкого и среднего предпринимательства.

МФК кредитует инвестиционные проекты в России, участвует в капи тале частных предприятий, но в ряде случаев недостаточно эффективно. Наибо лее перспективна деятельность группы МФК по развитию лизинга в России. Груп па создана в 1997 году при финансовом содействии правительств Великобрита нии и Канады и с 2000 года финансируется Канадским агентством международ ного развития в целях формирования необходимых правовых и экономических условий для активизации лизинга в Российской Федерации с учетом мирового опыта.

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГМ, создано в 1988 г. в целях содействия потоку прямых инвестиций в развивающиеся страны). МАГИ предоставляет гарантии (покрывая до 90% инвестиций на срок до 20 лет) по коммерческим и политическим рискам. К рискам относятся: отмена конвертируемости валюты, национализация или экспроприация имущества инвес тора, военные действия, смена политического режима, невыполнение контракта вследствие правительственного решения. Кроме того, МАГИ оказывает консуль тационные услуги по прямым инвестициям.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров ~ новое подразделение группы Всемирного банка.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить