Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

к содержанию

 

 

21.5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

В настоящее время практически во всех странах мира во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя наблюдаются и отклонения от дан ной практики. В некоторых странах нет центральных банков, а эмиссион ные функции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращения (Каррепси борд) в Сингапуре, Валют ное агентство в Саудовской Аравии. Иногда один центральный банк явля ется эмиссионным центром нескольких государств. Так, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновремен но в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго* Центрально- Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.

Между центральными банками разных стран имеются существенные раз личия, обусловленные особенностями их политического и экономического раз вития. Это касается организационно-правового статуса данных банков, диапазо на выполняемых ими функций.

По критерию собственности на капитал центральные банки могут быть как полностью государственными (Банк Франции, Банк России), так и со сметан ным государственно-частным капиталом (Национальный банк Бельгии, Централь ный банк Турецкой Республики). При этом одни из них сразу были образованы как государственные банки (Дойче-Бупдесбанк, Германия), другие первоначально являлись частными или смешанными, а затем были национализированы (Банк Канады).

С ючки зрения формы аккумуляции капитала центральные банки могут быть акционерными и неакционерными, если капитал банка полностью принад лежит государству. Акционерные банки обычно создаются в форме акционерно го общества. Их акционерами могут бы ть: коммерческие банки (Федеральная резервная система США); банки и небанковские финансовые институты (Банк Италии); государственные банки и небанковские государственные институты, юридические лица с постоянным местом пребывания в данной стране и физиче ские лица — граждане данной страны (Швейцарский национальный банк).

В отдельных странах, несмотря на владение частью капитала центрального банка, частные акционеры в его управлении не участвуют (Банк Японии).

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого — обособленность имущества банка от имущества государства. Центральный банк уполномочен распоряжаться наде ленным имуществом как собственник.

Модели организации центрального банка обусловлены исторически сло жившимися традициями, а также особенностями политического и экономическо го развития. Из всех моделей можно выделить три основные: традиционную, аме риканскую и европейскую.

Наиболее часто встречается традиционная модель организационного стро ения центральных банков, примером которых являются центральные банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).

В качестве показательного примера традиционной модели организации центрального банка можно привести Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который был создан 13 июля 1990 года. Мосле упразднения в ноябре 1991 года Госбанка СССР он стал единственным в стране центральным банком.

Организационную структуру Банка России составляет центральный аппа рат, 59 Главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 расчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегио нальных хранилищ.

Функциональная структура Банка России представлена коллегиальным органом — Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым предсе дателем Банка России. В НБС входят 12 человек, которые, за исключением Пред седателя, не являются егослужащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7 человек. В его компе тенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, таких, как совершен ствование банковской системы, утверждение проекта основных направлений денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка России является Совет директоров, который возглавляет Председатель Банка России. В Совет входят 12 членов. Члены Сове та директоров назначаются на должность сроком на четыре года но представле нию председателя и согласованию с Президентом Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации и Министр экономического разви тия и торговли Российской Федерации или один из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

На Совет директоров возложены такие важнейшие функции, как разработ ка проекта основных направлений денежно-кредитной политики и его представ ление на рассмотрение в НБС, утверждение годовой финансовой отчетности Банка России.

По принципам организации и управления вторая, американская модель существенно отличается от первой и третьей. Наиболее известным и характер ным ее примером служит Федеральная резервная система США, хотя она актив но используется также Федеральной резервной системой Индии.

Федеральная система в США была создана в 1913 году, и затем дважды реформировалась (в 30 и 80-е годы). В организационном и функциональном пла не она сочетает в себе элементы централизма и определен ной самостоятельности на местах (в федеральных округах) при заметном преобладании первого.

В структуре ФРС США выделяются пять звеньев: Совет управляющих ФРС'; Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; Федеральный консульта тивный совет; федеральные резервные банки (ФРБ); коммерческие банки.

Во главе ФРС стоит Совет управляющих, в который входят 7 членов. Оми назначаются Президентом страны и утверждаются Сенатом на период 14 лет. Столь длительный срок установлен в целях обеспечения преемственности, ста бильности и независимости Совета. Аналогичным образом назначаются предсе датель и вице-председатель Совета, но на менее длительный период — на 4 года. Сове! управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации пре зидента. Подотчетность заключается в том, что на регулярной основе законодате лям представляются доклады о состоянии экономики, целевых ориентирах денеж но-кредитной политики, ежегодно — об операциях ФРС.

Совет управляющих был учрежден как государственная структура с полно мочиями контроля над деятельностью резервных банков и принятия решений по основным направлениям денежно-кредитной политики ФРС. Эта его функ ция является главной. Кроме того, Совет уполномочен устанавливать минималь ные резервные требования на депозиты всех кредитных институтов страны, регу лировать учетную ставку, верхние пределы процентных ставок по срочным и сберегательным депозитам и т.п. Помимо этого, на Совет управляющих возло жены надзорные контрольные функции за деятельностью всех банков (включая резервные), обеспечение бесперебойного функционирования платежной систе мы, осуществление контроля за выполнением федеральных законов, регламенти рующих порядок предоставления потребительского кредита.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (Комитет) был создай в 1933 году. В его состав входят 12 человек, 7 из которых являются члена ми Совета управляющих, 5 — президентами различных ФРБ. Комитет самосто ятельно определяет свою организационную структуру. Согласно сложившейся практике его председателем является председатель Совета управляющих, а вице- председателем — президент ФРБ Нью-Йорка.

Комитет заседает 8—9 раз в году для обсуждения экономического положе ния и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На него возложена ответственность за операции, осуществляемые ФРБ с ценны ми бумагами федерального правительства США. Комитет также выдает разреше ния на осуществление операций с указанными ценными бумагами на междуна родных финансовых рынках.

Федеральный консультативный совет (Совет) состоит из 12 человек, кото рые назначаются федеральными резервными банками сроком на один год и, как правило, переизбираются на очередной срок. Совет обладает только консульта тивными функциями. Он разрабатывает рекомендации по вопросам деятельно сти ФРС, в частности, в области денежно-кредитной политики, банкнотной эмис сии и операций с золотом.

В соответствии с Законом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с граница ми штатов. В каждом из них функционирует федеральный резервный банк. Вхо дящие в ФРС 12 ФРБ имеют 25 филиалов, расположенных в крупнейших горо дах страны.

ФРБ юридически не являются государственными институтами, хотя тесно связаны с правительством, Министерством финансов, системой государственных учреждений. Их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков, являющихся членами ФРС.

Каждый федеральный резервный банк имеет свой собственный Совет, состо ящий из 9 директоров, которые не являются служащими данного банка. 6' членов Совета избираются банками, а 3 назначаются Советом управляющих ФРС. По закону три директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и три директора класса Б, представляющих небанковский сектор, избираются в каж дом федеральном округе банками-членами ФРС. Совет управляющих ФРС назна чает трех директоров класса С, которые представляют небанковский сектор.

ФРБ, выполняя функции центрального банка в рамках отдельного резерв ного округа, занимаются следующей деятельностью:

¦ осуществляют эмиссию банкнот, а также изъятие из обращения изношен ных денежных знаков;

¦ проводят чековые и клиринговые операции внутри ФРС, обеспечивают оперативные бесперебойные расчеты как внутри федерального округа, так и между округами;

¦ выявляют банки, нуждающиеся в учетных кредитах;

¦ предоставляют учетные кредиты в рамках резервных округов;

¦ анализируют возможности слияния кредитных институтов;

¦ проводят инспекционные проверки банков;

¦ собирают информацию относительно условий хозяйственной деятель ности в рамках округов, готовят для Совета директоров материалы по вопросам экономической ситуации;

¦ участвуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики, в том числе готовят предложения по уровню учетной ставки;

¦ осуществляют контроль над выполнением решений ФРС.

При ФРБ созданы консультационные комитеты, важнейшими из которых являются комитеты, консультирующие руководство по вопросам развития сель ского хозяйства и малого бизнеса.

Сравнительно новой, отличной от первых двух моделей, является третья, европейская модель. Ее представляет созданная 1 января 1999 года. Европей ская система центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемая Европейским централь ным банком (ЕЦБ).

В ЕСЦБ, помимо ЕЦБ, входят центральные банки государс тв-членов Евро пейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). В частности, Банк Англии, Банк Дании и Банк Швеции являются членами ЕСЦБ со специальным статусом: они не уполномочены участвовать в принятии решений, касающихся проведения единой денежно-кредитной политики, поскольку Великобритания, Дания и Шве ция продолжают использовать свои национальные валюты и проводить самосто ятельную денежно-кредитную политику.

В Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ предусмотрена их независимость от других органов ЕЭВС, а также от правительств стран-членов ЕЭВС и любых других национальных органов и учреждений.

Высшими органами управления ЕСЦБ являются Совет управляющих, включающий Исполнительную Дирекцию, и Генеральный совет. Совет управля ющих состоит из 18 человек. Он объединяет всех членов Исполнительной дирек ции (6 человек) и 12 управляющих центральных банков стран-участниц ЕЭВС.

Среди обязанностей Совета управляющих ЕСЦБ наиболее важными явля ются две: определение ключевых элементов денежно-кредитной политики ЕЭВС и контроль над состоянием платежно-расчетных систем его стран-участниц.

Совет управляющих ЕЦСБ устанавливает размеры минимальных резерв ных требований, уровень ставок по кредитам, выдает национальным банкам — членам ЕСЦБ лицензии па эмиссию единой валюты стран-участнип ЕЭВС — евро.

Решения по вопросам денежно-кредитной политики принимаются Советом управляющих большинством голосов. При принятии решения об увеличении устав ного капитала ЕЦБ учитывается доля каждого центрального банка — члена ЕСЦБ. При этом решение принимается, если за него проголосовало более половины акцио неров, которым принадлежит не менее 2Д объема уставного капитала.

Под руководством Совета управляющих осуществляют свою деятельность 13 комитетов: внутренних аудиторов, по банкнотам, бюджетный, внешних ком муникаций, бухгалтерского учета и доходов, юридический, по рыночным опера циям, но денежно-кредитной политике, международных отношений, статистиче ский, информационных систем, банковского надзора, платежно-расчетных систем.

Вторым но значению органом управления ЕЦБ является Исполнительная дирекция, в состав которой входит Президент, вице-президен т и 4 члена, имеющие большой опыт работы в финансовой или банковской сфере. Последние являются гражданами стран — участниц ЕЭВС и назначаются гго предложению Совета Евро пы по результатам предварительных консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ. Срок полномочий Исполнительной дирекции составляет 8 лет без права повторного назначения.

Решения принимаются Исполнительной дирекцией большинством голосов ее членов. При этом решающий голос принадлежит президенту.

Исполнительная дирекция служит проводником разрабатываемой Советом управляющих денежно-кредитной политики, осуществляет руководство действи ями центральных банков — участников ЕСЦБ в этой области, контролирует выпол нение ими соответствующих нормативггьгх документов.

Важным руководящим органом ЕЦБ и ЕСЦБ является Генеральный совет, в который входит президент и вице-президент ЕЦБ, а также и управляющие цен тральными банками всех 15 стран ЕС, что позволяет поддерживать тесную связь со странами — членами ЕС, не вошедшими н Валютный союз. К основным зада чам Генерального совета относятся подготовка отчетных документов о деятель ности ЕЦБ, решение вопросов, касающихся оплаты уставного капитала ЕЦБ, раз работка должностных инструкций и пр.

Президент ЕЦБ одновременно является председателем Совета управля ющих, Исполнительной дирекции и Генерального Совета. В первых двух органах президент имеет решающий голос в случае равного распределения голосов между членами. Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает для выполнения этой функции доверенное лицо.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить