Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

к содержанию

 

24.4. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Знание теоретических основ и концепций денежно-кредитной политики еще не означает автоматической возможности ее эффективной разработки и достижения поставленных целей. Нельзя выбрать единую оптимальную для всех стран одинакового уровня экономического развития денежно-кредитную политику. Она будет различаться в зависимости от размеров, уровня развития и структуры финансового рынка. На нее будут воздействовать определенные временные лаги и степень независимости центрального банка. Если некото рые решения в области денежно-кредитной политики одинаковы для большин ства стран, это может только означать, что эти решения предпочтительнее дру гих, но не всегда оптимальны для того или иного периода развития именно данной страны. Такой вывод вытекает из того, что трудно с достаточно высо кой точностью предсказать последствия проводимой денежно-кредитной поли тики. На нее влияют как эндогенные (поведение самих субъектов рынка, их предпочтения), так и экзогенные (специфика фазы экономического цикла, политические изменения в стране) факторы денежного рынка.

При формировании денежно-кредитной политики предполагается прора ботка ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:

¦ что выбрать в качестве приоритетного объекта денежно-кредитной поли тики: спрос или предложение денег, процентную ставку или количество денег;

¦ насколько независим центральный банк в разработке и проведении денеж но-кредитной политики;

¦ будет ли центральный банк точно следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или будет их менять в зави симости от складывающихся тенденций развития экономики, т.е. будет проводить так называемую дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий;

¦ будет ли денежно-кредитная политика проциклической или антицикли ческой;

¦ как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики;

¦ как осуществление денежно-кредитной политики влияет на инфляцион ные тенденции.

Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что сильнее воздействует на экономику — спрос на деньги или их пред ложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большин стве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансовыми рынка ми центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы. Процесс достижения целевых ориентиров по процентным ставкам часто приво дит к дефициту ликвидности в банковском секторе. Это вынуждает банковский сектор производить заимствование в центральном банке, что, с одной стороны, влияет на денежное предложение, с другой стороны, обеспечивает свободу дей ствий центрального банка, который может измеггить установку в области денеж но-кредитной политики, изменив впоследствии ставку рефинансирования.

Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определя ется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость пред полагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов прове дения денежно-кредитной политики и проявляется в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в пре доставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер применяемых инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого центральным банком контроля за кредитной системой, а имен но применение преимущественно рыночных или административных способов контроля.

Показателями функциональной независимости являются:

ш достаточность и эффективность инструментов, которыми располагает центральный банк для проведения денежно-кредитной политики;

¦ применение механизмов, регулирующих принятие решений по исполь зованию инструментов денежно-кредитной политики:

— центральный банк принимает решения самостоятельно;

— фактически решения принимаются политическими органами;

— «разделение труда» — за центральным банком закрепляются инстру менты денежно-кредитной политики, а за правительством — политика валютного курса;

— совместное принятие решений;

— право правительственных органов приостанавливать решения цент рального банка.

В общем в странах, для которых характерны централизм и сильная поли тическая власть, центральный банк обычно более зависим от правительства, чем в федеративных государствах.

Функциональная независимость центрального банка приводит к необхо димости осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в связи с эко номическими событиями в стране и мире. Примером такого решения может слу жить повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998 года с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в качестве цели денежно-кредитной политики на 1998 год было заявлено постепенное снижение ставки рефинансиро вания. После преодоления пика кризиса ставка рефинансирования была снова снижена и наблюдалась тенденция к дальнейшему ее уменьшению.

Таким образом, денежно-кредитная политика должна допускать возмож ность для центрального банка реагировать на временные изменения экономиче ской конъюнктуры. Жесткое следование установленным ориентирам денежно-кре- дитпой политики, например в случае прироста денежной массы при изменении в течение года спроса на деньги, может привести к нежелательным инфляцион ным последствиям или к ограничению совокупного спроса. А это в свою очередь повлечет за собой уменьшение доверия к действиям центрального банка. В связи с этим документ, определяющий основные направления государственной денеж но-кредитной политики, должен носить характер концепции, а не закона (как, например, закон о федеральном бюджете), изменения в который вносятся после соответствующего утверждения законодательным органом.

В соответствии с основными и промежуточными целями денежно-кредит- пой политики центральный банк в целях стабилизации экономики должен про водить антициклическую политику. Проциклическая денежно-кредитная поли тика усиливает тенденции в экономике, например способствует повышению цен при тенденции их роста и снижению — при тенденции их снижения). Такая поли тика ошибочна и не отражает активной роли денежно-кредитной политики в эко номике.

Антициклическая денежно-кредитная политика должна сглаживать отри цательные проявления в гой или иной фазе экономического цикла: уменьшать денежную массу при росте цен и увеличивать при падении цеп.

Относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Существует определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении гой или иной меры в области денежно-кредитной политики и моментом осознания этой потребности, а также между моментом осознания потребности, выработки мнения и начала реализа ции. Например, целью /денежно-кредитной политики является стабилизация уров ня цен. Если цены растут на протяжении длительного периода времени, то у цен трального банка может не быть достаточной информации. Затем происходят осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формули ровка этих мер и начинается их осуществление. 11а все это необходимо время, а ситуация в экономике может измениться.

Далее возникают временные лаги между началом применения той или иной антициклической меры и ее воздействием на экономические показатели, которые усложняются непредсказуемостью поведения экономических субъектов.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денеж но-кредитной политики, снижают точность прогноза ее результатов. Последствия денежно-кредитной политики становятся менее предсказуемыми но сравнению, например, с последствиями фискальной политики, когда результаты введения, допустим, новых налогов или изменения налоговых ставок можно предсказать с большей степенью вероятности, чем последствия изменения процентных ставок.

Сегодня общепринято мнение, согласно которому инфляция - многофактор ное явление, хотя, по утверждению М. Фридмена, инфляция - «всегда и везде моне тарное явление». Это означает, что борьба с инфляцией в конечном счете сводится к эффективному использованию монетарного фактора рыночной экономики.

Денежные факторы инфляции в общем виде можно свести к следующим: факторы, связанные непосредственно с выполнением деньгами их функций, цено вые факторы (сфера товарно-денежных отношений), финансовые факторы (преж де всего воздействие налогов и государственных расходов) и кредитные отношения (в первую очередь в части эмиссии безналичных денег). Таким образом, и методы регулирования денежных факторов инфляции можно рассматривать как методы реформирования собственно денежной системы страны, методы государственного регулирования цен, антиинфляционные методы в рамках финансовой политики государства и методы денежно-кредитной политики.

Проблемы денежно-кредитной политики тесно переплетаются с проблема ми инфляции. Таргетирование инфляции может стать основной целью денежно- кредитной политики. Средством достижения этой цели может быть прямое регули рование денежной массы со стороны центрального банка, а именно проведение жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики. Но применение жестких монетарных мер со стороны центрального банка может вызвать замедление темпов роста экономики, более или менее продолжительную рецессию.

Кроме того, необходимо знание факторов инфляции. Если в «раскручива нии» инфляции преобладают немонетарные факторы, например административ ный рост цен, то снижение уровня инфляции за счет сокращения денежного пред ложения — явно неэффективная мера борьбы с инфляцией.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить