Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск



ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

к содержанию

 

10.4. Недостатки хеджирования

 

Все изложенное выше позволяет судить о целесообразности использования операций хеджирования участниками реальной торговли и о выгодности подобных операций. Однако при всей привлекательности необходимо отметить и трудности, которые могут возникать при осуществлении операций хеджирования. Кроме риска, связанного с вариационной маржой в неустойчивом рынке, фьючерсный рынок имеет и рад других недостатков.

Поскольку хеджирование вариационной маржи не всегда возможно (особенно если количества контрактов незначительны) или практически осуществимо (когда цены или процентные ставки очень неустойчивы), этот момент должен быть принят во внимание заранее. Даже если хеджер может эффективно использовать механизм хеджирования вариационной маржи, важно иметь наготове наличные средства для нее, т. е. иметь хорошие отношения с кредитными институтами, чтобы не прерывать удачный хедж из-за проблем с наличными средствами. Затраты на хеджирование можно разделить на две категории: затраты на исполнение сделок и транзакционные издержки. Первые отражены в разнице между ценами покупателя и продавца на рынке. Кроме того, имеются потенциальные потери вследствие неблагоприятных изменений базиса.

Транзакционные издержки включают комиссионные брокерам и альтернативные издержки, связанные с неполучением процентов по деньгам, внесенным в качестве маржи. Базисный риск может быть измерен потенциалом несовершенной ценовой корреляции. Его необходимо прибавить к затратам на сделки. Если хеджирование осуществляется с использованием опционов, то премия опциона должна быть включена в затраты на хеджирование.

Примером крайне неудачного использования хеджа является операция, осуществленная американской компанией МГ, дочерней фирмой немецкого концерна «Metallgeselschaft». Компания обязалась в течение длительного срока (5–10 лет) поставлять своим клиентам нефтепродукты по фиксированным ценам. Для защиты от рисков повышения цен на закупаемую нефть компания использовала длинный хедж по нефтяным фьючерсам.

В дальнейшем цена на нефть значительно снизилась. Сама по себе защита от риска в этой ситуации была ненужной, поскольку движение рынка во многом определял сам концерн.

Стратегия оказалась прямым риском. По приобретенным фьючерсам компании пришлось переводить дополнительные гарантийные депозиты. В итоге убытки достигли 1,33 млрд долл. и подвели весь концерн к краю неплатежеспособности.

Компания в результате сделок с фьючерсными контрактами так подорвала свои позиции, что только за счет продажи долей участий и благодаря поддержке банков смогла избежать худшего.

Фундаментальный анализ основывается на оценке рыночной ситуации в целом и состоит из нескольких блоков:

1. Общеэкономический анализ конкретного рынка (США, Европы).

Положение экономики оценивается с учетом таких факторов, как колебание делового цикла, ВНП, занятость, инфляция, изменения процентных ставок, изменения валютного курса и т. п. Учитывается фискальная и монетаристская политика.

При использовании экономико-математических моделей число таких показателей существенно расширяется и они детализируются. В этом случае анализ макроэкономических факторов обязательно будет включать:

2. Анализ рынка (отрасли).

Отраслевой анализ предполагает изучение законодательного регулирования деятельности отрасли, делового цикла в данной отрасли, ее структуры, конкурентоспособности, уровня издержек.

3. Анализ товара, лежащего в основе фьючерсного контракта.

При проведении этой части фундаментального анализа обращают внимание на следующие факторы:

При фундаментальном анализе происходит, во-первых, сбор и структуризация информации, во-вторых, обработка полученных материалов, включающая расчет необходимых показателей, коэффициентов, индикаторов.

На основе этого осуществляются оценка и прогнозирование рынка. В результате происходит как бы моделирование «внутренней» реальной стоимости исследуемого товара в будущий период.

Фундаментальный анализ состоит в изучении и анализе общеэкономических тенденций рынка реальных товаров, установлении факторов и скрытых взаимосвязей, влияющих на его развитие. На уровень цен на рынке срочных контрактов влияют как долгосрочные, так и краткосрочные прогнозы изменений курса.

Анализом краткосрочных тенденций пользуется большинство аналитиков.

Важную роль играет здесь своевременное получение информации. При фундаментальном анализе используются статистические данные, опубликованные в печати.

Существенное влияние на цены могут оказать факторы, которые, на первый взгляд, кажутся не имеющими отношения к спросу на данный товар или к его предложению. Часто приводят пример того, как повышение цен на нефть в США вызвало понижение цен на говядину. Неожиданное повышение цен на нефть привело к сокращению поставок бензина на американский рынок.

Из-за нехватки бензина американцы стали реже пользоваться машинами, и клиентура различных кафетериев и кафе быстрого обслуживания резко сократилась. Люди стали реже покупать гамбургеры, что привело к излишкам мяса и падению цен на говядину.

В большинстве случаев фундаментальный анализ является скорее качественным, чем количественным. Он позволяет выявить своего рода «сигналы» начала определенных тенденций и их направленность. Для количественной интерпретации необходимо проведение дополнительных исследований рынка. Одним из средств такого изучения служит технический анализ.

Моделирование цены подобным образом предполагает многочисленные и весьма трудоемкие исследования для того, чтобы определить, завышена или занижена рыночная стоимость биржевого актива по сравнению с его реальной стоимостью. Другими словами, результатом фундаментального анализа будут данные о соотношении текущей рыночной стоимости того или иного товара и его «внутренней», или «действительной», стоимости. Цель этого анализа – выявить «недооцененные» рынком товары, на основе чего делаются рекомендации о целесообразности покупок и продаж.

Однако если рынок «недооценил» эти товары сейчас, то вполне возможно, что он не сделает это и в будущем, в результате издержки (затраты на анализ) не окупятся, т. е. нет никаких гарантий, что рынок подтвердит фундаментальные оценки аналитиков.

Фундаментальный анализ – тяжелая, трудоемкая работа, требующая создания базы данных и соответствующего финансирования.

Основные недостатки фундаментального анализа:

 

< назад | к содержанию | вперед >

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить