Экономическая библиотека онлайн

Сущность стратегического менеджмента

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

• В каком положении предприятие находится в настоящее время?

• В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

• Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

И. Ансофф рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.

Отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования помимо того, что они связаны с процессом реализации стратегии, определяются еще несколькими важными факторами:

• информационное наполнение – в стратегическом менеджменте увеличивается мера неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях и, следовательно, уменьшается информационное наполнение системы управления. Это ведет к развитию более чувствительных систем информационного наблюдения за внешней средой;

• появление стратегических неожиданностей типа секвестирования российского бюджета, которые вынуждают принимать стратегические решения вне циклов планирования, т.е. стратегический менеджмент характеризуется быстрой реакцией на изменения внешней среды внутри плановых периодов. Для улавливания таких неожиданностей создаются системы сбора, анализа информации и принятия стратегических решений в реальном масштабе времени (система on-line);

• реакция стратегического менеджмента на внешние изменения является двойственной: долговременной и оперативной одновременно. Долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная – реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени;

• в стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто данное и неизменное, к чему фирма должна адаптироваться. Скорее рассматриваются способы и стратегии изменения внешнего окружения;

• стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления, т.е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а также усовершенствования, необходимые для адаптации стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени.

Другое определение стратегического менеджмента – это деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним изменениям.

 

Введение в стратегический менеджмент

  1. Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента
  2. Сущность стратегического менеджмента
  3. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях

Общая концепция стратегического управления

  1. Понятие и сущность стратегического управления
  2. Основные компоненты и этапы развития стратегического управления
  3. Объекты стратегического управления
  4. Виды стратегического управления
  5. Принципы стратегического управления

Основные составляющие стратегического менеджмента

  1. Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия
  2. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная
  3. Миссия и цели организации
  4. Формирование видения и определение целей бизнеса

Анализ стратегических факторов внешней среды предприятия

  1. Основные составляющие, типы и факторы внешней среды
  2. PEST – анализ макросреды предприятия
  3. Отраслевой анализ и характеристики отраслевого окружения
  4. Факторы конкуренции: модель анализа конкуренции М. Портера

Анализ внутренней среды предприятия

  1. Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды
  2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
  3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей Портера
  4. Анализ потребителей

Совместный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды предприятия

  1. Методология выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
  2. Методика проведения анализа и построение матрицы SWOT-анализа
  3. Построение матрицы «возможностей»
  4. Построение матрицы «угроз»

Общий подход к выработке стратегии

  1. Сущность стратегии
  2. Классификация стратегий предприятия
  3. Основные стратегии развития бизнеса
  4. Определение стратегии предприятия

Разработка стратегии одиночного бизнеса

  1. Создание конкурентных преимуществ на уровне стратегических единиц бизнеса
  2. Стратегия лидерства в издержках
  3. Стратегия дифференциации
  4. Стратегии фокусирования
  5. Стратегия первопроходца и синергизма

Разработка стратегии на корпоративном уровне

  1. Роль и оценка преимуществ диверсификации
  2. Стратегия диверсификации (связанная и несвязанная)
  3. Стратегический анализ диверсифицированной компании: портфельный анализ

Стратегия совершенствования управления персоналом

  1. Принципы управления персоналом
  2. Корпоративная культура и персонал предприятия
  3. Методы управления персоналом
  4. Формирование требований к совершенствованию организации труда

Реализация стратегии, контроль и оценка

  1. Бизнес – план как форма представления стратегии развития бизнес-единицы
  2. Основные стадии выполнения стратегии
  3. Стратегические изменения и условия реализации стратегии
  4. Контроль выполнения стратегий