ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

к содержанию

 

Организация и стимулирование инновационной деятельности

 

Выделяют три взаимозависимых группы факторов, влияющих на новаторство в организации: а) структурные факторы; б) культурные факторы; в) факторы, связанные с персоналом.

а) Структурные факторы

К структурным факторам, стимулирующим новаторство, относятся: организационная структура, наличие необходимых ресурсов; тесное взаимодействие подразделений и сотрудников; минимальный временной прессинг; поддержка новаторов в работе и личной жизни.

Сторонники инновационного стиля управления, утверждают, что широкий доступ к информации, а также пересечение и наложение сфер деятельности различных структурных единиц может быть полезным для организации, поскольку это стимулирует неформальное общение и повышает вероятность появления новаторских идей и нестандартных решений.

Следует отметить следующее:

• развитию новаторства способствуют структуры органичного типа делающие ставку на квалификацию и самостоятельность сотрудников, а не детальную формализацию отношений. Это способствует формированию атмосферы гибкости, адаптируемости и взаимного обогащения, что, в свою очередь, облегчает принятие нововведений;

• только располагая достаточными ресурсами, можно позволить себе приобрести новые технологии, затрачивать средства на разработку и внедрение нововведений и расплачиваться за неудачи;

• тесная связь между подразделениями помогает разрушать барьеры, мешающие нововведениям;

• команды с перекрестными функциями, команды созданные для решения конкретных задач, и другие подобные организационные конструкции и схемы способствуют взаимодействию между отделами и широко используются в новаторских организациях;

• новаторские организации стараются, несмотря на динамичную среду, свести к минимуму постоянную спешку (давление сроков), характерную для креативных видов деятельности. В условиях спешки люди творчески менее производительны.

Если организационная структура обеспечивает творческих людей всяческой поддержкой, их производительность возрастает. Прежде всего, это поощрение, открытое общение, готовность выслушать и конструктивная обратная связь.

б) Культурные факторы

Исследования показали, что новаторские организации, имеют сходные культуры. Для них характерно поощрение духа экспериментаторства, вознаграждение и успехов и неудач, терпимое отношение к ошибкам как к полезному опыту. Культура новаторских организаций обычно обладает следующими характеристиками:

• Принятие неопределенности. Излишний акцент на объективности и конкретизации снижает творческий потенциал.

• Терпимость по отношению к нереалистичным и непрактичным идеям и предложениям. Людей, которые предлагают непрактичные, нереалистичные и даже экзотические варианты решения проблем, не подавляют и не высмеивают. Считается, что раз что-то на первый взгляд кажется невозможным и неосуществимым, это может, в конце концов, привести к поистине новаторскому решению.

• Слабый контроль извне. Нормы, правила, и другие средства внешнего контроля сведены к минимуму.

• Допустимость риска. Работников поощряют к тому, чтобы они экспериментировали, не боясь порицания в случае неудачи. Ошибки рассматриваются как возможность обучения и приобретения нового опыта.

• Терпимость к конфликтам. Поощряется разнообразие мнений. Мир и согласие между отдельными работниками или подразделениями не считаются доказательством высокой эффективности.

• Сосредоточенность на конечных результатах, а не на средствах их достижения. Ставятся ясные цели, и работников поощряют к тому, чтобы рассматривать различные пути их достижения. Сосредоточенность на конечных результатах предполагает, что на каждый конкретный вопрос может быть несколько правильных ответов.

• Открытость систем. Организация внимательно следит за внешней ситуацией и быстро реагирует на все происходящие за ее пределами изменения.

• Позитивная обратная связь. Менеджеры обеспечивают сотрудников позитивной обратной связью, стимулами и поддержкой, благодаря чему сотрудники знают, что к их креативным идеям в компании отнесутся с должным вниманием.

Организационная культура, нередко становится серьезным препятствием на пути перемен. Культура формируется медленно, а укоренившись, имеет тенденцию сопротивляться переменам, поскольку сотрудники испытывают очень большую привязанность к устоявшимся в ней ценностям, нормам и принципам. Даже при самых благоприятных условиях изменить культуру можно за годы, но не за дни или месяцы.

в) Факторы, связанные с персоналом

К факторам связанным с персоналом относятся: приверженность политике обучения и развития сотрудников; спокойствие и уверенность на работе; наличие и развитие творческого персонала.

Приверженность организации политике постоянного обучения работников, способствует соответствию уровня их знаний достижениям технического прогресса.

На рабочем месте сотрудник должен чувствовать себя уверенно и не бояться, что его уволят за совершенные ошибки.

Люди, поддерживающие новые идеи, активно и с энтузиазмом их отстаивают, преодолевают сопротивление и обеспечивают внедрение. Исследования в этой сфере показали, что индивидуумы данного типа обладают целым рядом общих личностных характеристик: высокой уверенностью в себе, настойчивостью, энергичностью, склонностью к риску. Они убеждены в своей правоте, обладают качествами неформального лидера, вдохновляют и увлекают последователей своим видением новых возможностей.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить