Экономическая библиотека онлайн

Анализ безубыточности и определение оптимального масштаба производства на основе зависимости доходов и затрат

Анализ безубыточности

Анализ безубыточности – простой метод выявления рентабельности деятельности. Он разделяет затраты на две части: постоянные и переменные (рис. 13).

Анализ безубыточности и определение оптимального масштаба производства на основе зависимости доходов и затрат - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 13. Анализ безубыточности

На графике D означает деньги (затраты и выручку), а V – количество выпущенной продукции в натуральном выражении, т.е. единицах измерения количества продукта (шт., кг, м, литры и т.п.).

К постоянным затратам (ПЗ) относятся те, которые не зависят от объема выпуска. Типичными постоянными затратами являются рентные платежи, оплата по тарифу, лизинг помещений, машин и оборудования, амортизация. Затраты переменные (ЗП) напрямую связаны с выпуском продукции и относительно постоянны на единицу произведенной продукции. Например, сырье, материалы, сдельный труд.

На рис. 13 постоянные затраты, в зависимости от количества произведенной продукции, отражает прямая DC. Линия AF соответствует затратам переменным – прямо-пропорциональным количеству выпущенной продукции. Линия DH – сумма постоянных и переменных затрат (ПЗ + ЗП).

Линия AG показывает доход от продаж, который принят пропорциональным выпуску при продаже всей произведенной продукции и постоянной цене. В точке Е, где линия общих затрат DH пересекается с линией продаж (выручки) AG, затраты равны доходам, т.е. нет прибыли и нет убытков. Правее точки Е доход начинает превышать общие затраты и мы получаем прибыль, а до нее терпим убытки.

Точка безубыточности может быть рассчитана по формуле:

Vб = ПЗ / (Р-ЗП),

где Vб – точка безубыточности (количество продукта), ПЗ – постоянные затраты, Р – цена единицы продукции, ЗП – затраты переменные на производство единицы продукции.

GEH называют углом атаки. Чем больше угол атаки, тем выше рентабельность за точкой безубыточности, но и больше убыточность до нее.

Поле безопасности это исчисленная в денежном выражении или в единицах продукта разность между AG и DH, которая представляет наш уровень рентабельности в какой-то точке фиксирующей определенный объем производства. Чем больше поле безопасности, тем меньше риск. Если затраты снижаются или доход от реализации увеличивается, поле безопасности и рентабельность растут.

График хорошо иллюстрирует процесс экономии на масштабах. При увеличении выпуска продукции постоянные и общие затраты на единицу продукции снижаются.

Метод позволяет определить минимально допустимый объем производства продукции и сроки окупаемости вводимых средств производства, но его непросто использовать при выпуске нескольких видов продукции, так как выделить постоянные затраты по отдельным разным продуктам бывает сложно.

Определение оптимального масштаба производства на основе зависимости доходов и затрат

Обычно для определения предельного масштаба производства пользуются линейной зависимостью дохода от объема выпуска продукции на основе постоянных и переменных затрат, рассмотренной нами в предыдущем случае. Однако такой подход позволяет определить лишь первую кромку безубыточности. В тоже время, затраты имеют способность расти быстрее чем доходы. Это обусловлено тем что, увеличивая объем выпуска и продаж, организация несет дополнительные затраты связанные с увеличением объема производства (на расширение товарно-проводящей сети, транспортные расходы, привлечение дополнительного персонала, снижения цены по мере усиления конкурентной борьбы и т.п.), которые не всегда могут быть покрыты получаемой экономией от увеличения масштаба производства. Поэтому зависимость реальных доходов от затрат организации (ресурсы/доходы), при увеличении объема используемых в производстве ресурсов выражается не прямой линией, а некоторой S образной кривой АКМО (рис. 14). Для ее построения используют статистические методы.

Анализ безубыточности и определение оптимального масштаба производства на основе зависимости доходов и затрат - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 14. Влияние объема используемых ресурсов на эффективность производства

На графике Д означает доходы (выручку), Р – затраты на используемые ресурсы в денежном выражении. Прямая АС, проведенная из начала координат под углом 45°, отражает прямую зависимость получаемых доходов от затрат. На ней в любой точке затраты равны доходам. АС пересечет S-образную кривую в точках К и М. В этих точках рентабельность равна нулю (R=0) и они являются точками безубыточности. Масштаб (объем) производства до точки К и после точки М приносит убытки.

Касательная АВ соприкасается с S-образной кривой в точке Л. В этой точке достигается лучшая эффективность производства, выражающаяся максимальным отношением прибыль/затраты (рентабельностью). Правее и левее от точки Л рентабельность снижается.

Данный метод позволяет определить оптимальный масштаб производства, на основе лучшего соотношения затраты/результаты, а также определить вторую точку безубыточности после которой наращивание объемов производства нецелесообразно.

В практике следует стремиться к производству с оптимальным масштабом, дающим наилучшее соотношение затраты/результаты. При наращивании объемов производства, ухудшение соотношения доходы/издержки свидетельствует о снижении эффективности и приближении верхней точки безубыточности. Заметив такие тенденции необходимо детально анализировать причины и устранять их. В ином случае дальнейшее увеличение объема производства может привести к неконтролируемым убыткам и банкротству.

 

Операционный менеджмент

  1. Основное содержание операционного менеджмента и его роль в системе управления организацией
  2. Эволюция теории и практики операционного менеджмента
  3. Модель «5Р операционного менеджмента»
  4. Понятия операции, процесса, бизнес-процесса, главной операционной функции
  5. Операционная система и ее подсистемы
  6. Функциональный и процессный подход
  7. Интеграция деятельности. Политики интеграции операционных функций и специализации на операционной функции
  8. Принципы операционного менеджмента
  9. Товары широкого производственного потребления и производственного назначения. Особенности и выгоды продукта. Товаропроводящие сети. Брокер, дилер, дистрибьютор.
  10. Жизненный цикл продукта и связь прибыльности продукта с долей рынка, Диаграмма Рынок/Продукт.
  11. Ценовая эластичность спроса и анализ 4Р
  12. Цели рекламы и относительная значимость средств продвижения
  13. Методы прогнозирования
  14. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
  15. Виды амортизации
  16. Прогноз денежных потоков и бюджетный процесс
  17. Мотивация и организация труда персонала
  18. Рабочие команды
  19. Развитие персонала и управление знаниями
  20. Логистика. Управление закупками и очередями
  21. Менеджмент цепочки ценности
  22. Условия (факторы) инновационного развития
  23. Организация и стимулирование инновационной деятельности
  24. Операционно-стоимостной учет и анализ АВС
  25. Анализ безубыточности и определение оптимального масштаба производства на основе зависимости доходов и затрат
  26. Анализ областей результативности Питера Друкера
  27. Принципы организации производства
  28. Типы производств и их особенности
  29. Производственные планировки
  30. Организация производственного процесса во времени
  31. Определение длительности цикла сложного процесса (цикловой график сложного процесса)
  32. Основные подходы к управлению операционными запасами. Метод «точно в срок» и система «канбан»
  33. Производственная мощность и стратегии управления ею
  34. Особенности и модели организации производства услуг
  35. Операционные стратегии
  36. Рыночная и корпоративная стратегии, формирование операционной стратегии
  37. Операционные стратегии в сфере услуг
  38. Инжиниринг и модель процесса
  39. Построение технологической модели процесса
  40. Методологии моделирования бизнес-процессов
  41. Сбалансированная оценочная ведомость (система BSC)
  42. Теория ограничений
  43. Процесс планирования
  44. Организация выполнения планов
  45. Операционный контроль
  46. Информационное обеспечение процесса управления
  47. Программные продукты информационного обеспечения управления
  48. Подходы к совершенствованию. Цикл совершенствования
  49. Методы совершенствования бизнес-процессов
  50. Концепция всеобщего управления качеством (TQM) и стандарты ISO 9000
  51. Процедурная модель улучшений стандарта ISО 9001:2000
  52. Система совершенствования «кайдзен»
  53. Концепция «бережливое производство»
  54. Методология «Six Sigma»
  55. Преодоление сопротивления преобразованиям