По материалам сайта http://www.vindexexpo.ru

 

 

ФАТХУТДИНОВ Р.А. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

к содержанию

 

4.8. Перечень основных методов инновационного менеджмента

 

Сначала сформулируем понятие «метод».

В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).

Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).

В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов.

Методы анализа:

- методы сравнения;

- индексный метод;

- балансовый метод;

- метод цепных подстановок;

- метод элиминирования;

- графический метод;

- функционально-стоимостный анализ;

- факторный анализ;

- SWOT-анализ;

- системный анализ и др.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий:

- анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией;

- анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов;

- анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом;

- анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.

Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:

- сводки и группировки;

- абсолютных и относительных величии;

- средних и средневзвешенных величин;

- динамических рядов;

- сплошных и выборочных наблюдений;

- детализации и обобщения и др.

Методы прогнозирования:

- нормативный;

- экспериментальный;

- параметрические;

- экстраполяции;

- индексный;

- экспертные;

- экономико-математические и др.

Методы исследования операций (или оптимизации):

- методы линейного программирования:

- симплексный метод;

- двойственная задача;

- транспортная задача;

- целочисленное программирование;

- теория игр и др.;

- методы (модели) нелинейного программирования:

- метод множителей Лагранжа;

- модели выпуклого программирования;

» модели динамического программирования;

- специальные модели исследования операций:

» модели сетевого планирования и управления;

- теория массового обслуживания; модели управления запасами и др.

Методы стратегического маркетинга:

- прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;

- анализ и оценка;

- моделирование;

- уточнение потребностей и ценностей;

- стратегическая сегментация рынка;

- нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках:

- нормирование параметров стратегии организации.

Методы (функции) тактического маркетинга:

- тактическая сегментация рынка;

- изучение потребностей потребителей;

- реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;

- изучение маркетинговой среды и конкурентов;

- уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации;

- участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;

- ценообразование;

- выбор каналов распределения и сбыта;

- реклама;

- связь с общественностью (паблик рилейшнз);

- стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж.

Методы ценообразования:

- с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;

- с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров — своего и конкурентов;

- с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке;

- на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;

- на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.

Инструменты анализа (повышения) качества продукции:

- диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами;

- логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;

- диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;

- корреляционные поля;

- гистограммы;

- контрольный листок;

- контрольная карта и др.

Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:

- методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;

- методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;

- методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.

Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности:

- высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;

- необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;

- постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития;

- положительное отношение к новому;

- высокая адаптивность к ситуациям;

- новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;

- широкий диапазон психологических характеристик личности;

- высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;

- неопределенность параметров организации груда;

- большая текучесть кадров;

- возможность получения большого дохода;

- возможность реализации потребностей высшего уровня: социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить