Экономическая библиотека онлайн

Методы прогнозирования возможных новшеств

Прогноз (греч. prognosis — предвидение, предсказание) представляет собой основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе какого-либо явления, события, показателя [2].

Перед началом прогнозирования всегда ставится цель прогноза.

Постановка цели прогноза может начаться с вопросов.

Тезис: куда можно попасть с данной точки (места) и каковы будут опасности?

Антитезис: куда и зачем мы хотим двигаться с данной точки?

Синтез: куда можно попасть с данной точки и каков наиболее вероятный путь?

Существуют:

— поисковый прогноз;

— нормативный прогноз;

— прогноз на основе анализа тенденций.

Для прогноза можно применять множественную корреляцию между переменными.

Более сложным прогнозом по сравнению с простой экстраполяцией и множественной корреляцией является построение моделей с составлением прогнозов на их основе (эвристическое прогнозирование). Подробнее см. в книге автора [34].

Создание моделей прогнозов инноваций часто базируется на связи темпов появления новшества в какой-либо области с такими факторами, как объем потока информации, уровень финансирования исследовательских работ, численность персонала, занимающегося исследованием, и т. п.

Простая экстраполяция используется в первую очередь для обнаружения проблем, которые требуют срочных решений. Экстраполяция, выполненная с учетом заданных ограничений, используется для создания системы с учетом многих альтернатив (сценариев) будущего. Выбор альтернативы означает оценку эффективности инновации. Без этой оценки нельзя сделать оптимальный выбор целей или требований для выполнения определенной задачи.

Поисковые прогнозы — это прогнозы, отвечающие на вопросы типа: «Что было бы, если?..», которые можно объединить под одним названием «цепь предположений». Эти вопросы носят условно-предполо- жительный характер. К поисковым прогнозам относится экстраполяция тенденций. Термин «тенденция» (нем. 1епс1еп2, лат. ^enй^ere — направляться, стремиться) в данном случае означает направление, в котором совершается развитие какого-либо явления или временной ряд какого-либо показателя (параметра). Экстраполяция тенденций означает распространение результатов, полученных из наблюдения над одной частью явления (т. е. процесса тенденции), на другую ее часть. При этом основным будет предположение, что «среда» (т. е. обстановка, сложившееся равновесие сил) не меняется. Другими словами, состояние процесса в недавнем прошлом является хорошей моделью этого состояния в ближайшем будущем.

Существует целый ряд модификаций метода экстраполяции. Например, можно задавать вопрос: «Что случится, если при прочих равных условиях один из внешних факторов изменится?» В случае когда ставится вопрос: «Что будет, если?..» — и предполагается, что несколько переменных изменяются одновременно, метод экстраполяции для прогноза непригоден.

Прогнозирование эффективности инноваций базируется на анализе соотношения предполагаемых затрат и ожидаемой выгоды. В сфере инноваций применяется также прогноз, основанный на разрыве в развитии и на качественных изменениях. Такой метод называется морфологическим. Если экстраполяция предполагает наличие некоторой последовательности изменений, постепенно происходящих в каком- то определенном направлении, то морфологический анализ не дает никаких указаний относительно темпов появления инноваций или их характеристик. Однако с позиции морфологического метода удается зафиксировать систематически все вероятные возможности для инноваций в какой-либо сфере. Морфологический метод может быть использован в качестве основы для установления априорных (т. е. независимых от опыта) вероятностей различных направлений научно-технического развития в случае особенно больших и сложных систем.

Нормативный прогноз означает целевое предсказание. Таким предсказанием может быть, например, реклама, цель которой заключается в том, чтобы вызвать интерес и побудить к действию. Целевые предсказания являются хорошим инструментом для сотрудников, ответственных за разработку инновационной политики. Они могут быть:

— мерой, позволяющей сопоставить фактический прогресс в данной сфере с прогнозируемым прогрессом;

— основой для принятия решений по вопросам, не имеющим прямого отношения к самим предсказаниям.

При разработке подобных прогнозов методология, по существу, не столь важна, как при проведении поискового или эвристического прогнозирования. Одним из факторов, учитываемых при выборе желаемых целей, является техническая осуществимость данного выбора. При реализации такого выбора необходимо принимать во внимание предполагаемые затраты, рынки сбыта, совместимость с общими целями инвестора, положительность влияния развития данного направления на другие направления, вопросы имиджа, престижа и т. п.

При инновационном проектировании разрабатывают довольно сложные «дерево целей», «дерево критериев», «дерево относительной важности задач», «дерево решений» и другие модели. С помощью морфологического анализа можно рассмотреть множество вероятных функциональных возможностей применения объекта, возможных стратегий, целей и основных точек зрения. Выполненный таким образом анализ позволяет определить общую полезность какого-либо новшества, оценив, насколько оно удовлетворяет отдельным элементам общей системы потребностей. Новшество и его инновация могут содействовать реализации всего одной функциональной возможности, которая, в свою очередь, имеет всего одно или несколько потенциальных областей применения объекта.

Прогнозирование инноваций есть попытка определить ход событий в будущем исходя из того, что случилось в прошлом. Это означает, что все методы прогнозирования основаны на анализе тенденций.

Иерархия видов тенденций (т. е. переход от высшего к низшему) такова.

1. Предположение означает наличие возможной корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдаемых тенденций.

2. Метафора (греч. metaphora — перенос), или аналогия (греч. analogiа — сходство). Этот тип прогноза означает выявление общих черт или сходства у двух объектов или процессов.

3. Квазимодель (от лат. quasi — как будто, будто бы), т. е. почти модель (ненастоящая модель) занимает место между метафорой и эмпирической (настоящей) моделью. С помощью квазимодели можно проверить качественные прогнозы или прогнозы хода ка- кого-либо процесса.

4. Эмпирическая модель (от греч. empeiria — опыт) — это модель на опыте. Она предсказывает будущее с помощью математической зависимости, согласующейся с эмпирически найденными параметрами. В этом случае она называется эмпирико-феноменоло- гической моделью.

5. Аналитическая модель означает предсказание и объяснение последовательности события с помощью фундаментальных законов, имеющих широкую область применения.

Простая экстраполяция тенденций не предполагает понимания причин, лежащих в основе какого-либо явления; обычно достаточно того, что эти (скрытые) причины не меняются во времени. Когда же происходят изменения в равновесии сил, то возникает необходимость объяснения, разработки моделей, создания теорий, которые позволяют получать все более сложные прогнозы и виды моделей. Точность этих прогнозов зависит от надежности и полноты информации.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученным Алексом Осборном в 1955 г.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты — это обычно люди с большим объемом знаний и критическом складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.

2. При генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказываются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т. п. Таким образом, основа метода — это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика их завершена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового штурма — теория 3. Фрейда (1856-1939), согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на всякие иррациональные (лат. тайопаИз — неразумный) мысли. Изобретателю приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениями о вовозможном и невозможном.

Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику — это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого необходима критика данной идеи.

Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма — не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, он может быть индивидуальным, парным (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойным (обсуждение идеи производится в два этапа) и поэтапным (обсуждение делается по этапам, например последовательно обсуждаются постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, внедрение идеи в практику).

Также существует и обратный штурм. Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.

 

Предисловие

Концепция инновационного менеджмента

  1. Основные понятия из области инновационной деятельности
  2. Эволюция технологических укладов
  3. Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций
  4. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

Государственное регулирование инновационной деятельности

  1. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации
  2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
  3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Особенности организационных форм инновационной деятельности

  1. Классификация инновационных организаций
  2. Особенности малых фирм
  3. Отличительные черты специализированных и комплексных инновационных организаций
  4. Структуры инновационных организаций
  5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации

Научные основы инновационного менеджмента

  1. Сущность основных экономических законов
  2. Сущность основных законов организации в статике и динамике
  3. Системный подход к инновационной деятельности
  4. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга
  5. Функциональный подход
  6. Сущность остальных научных подходов к инновационному менеджменту
  7. Основные принципы управления
  8. Перечень основных методов инновационного менеджмента

Основы управления рисками

  1. Основные понятия и определения
  2. Классификация рисков
  3. Методические основы управления рисками
  4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска
  5. Оценка и оптимизация рисков
  6. Методы снижения рисков
  7. Оценка эффективности управления рисками

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

  1. Правовое обеспечение
  2. Нормативно-методическое обеспечение
  3. Финансовое и материальное обеспечение
  4. Информационное обеспечение и статистика инноваций

Методы инновационной деятельности организации

  1. Методы организации инновационной деятельности
  2. Методы выбора инновационной политики
  3. Методы прогнозирования возможных новшеств

Проблемы повышения инновационной активности организаций

  1. Сущность категории «инновационная активность»
  2. Подходы И. Ансоффа к использованию категории «агрессивность стратегии»
  3. Измерение инновационной активности
  4. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия
  5. Взаимосвязи показателя «инновационная деятельность» с другими инновационными показателями

Инновационные цели и инновационный потенциал организации

  1. Показатели инновационной деятельности организации
  2. Инновационные цели организации
  3. Инновационный потенциал организаций
  4. Инновационный климат
  5. Инновационная позиция организации

Выбор инновационной стратегии поведения организации

  1. Возникновение и становление инновационных стратегий
  2. Типы инновационного поведения организаций
  3. Стратегии в сфере массового производства
  4. Стратегии дифференциации продукции и сегментации рынка
  5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
  6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
  7. Особенности эффективных инновационных стратегий

Формирование портфелей новшеств и инноваций

  1. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности
  2. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов
  3. Анализ действия закона конкуренции
  4. Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов
  5. Содержание портфелей новшеств и инноваций

Организация НИОКР и проектирования

  1. Задачи, принципы и этапы НИОКР
  2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
  3. Основы инновационного проектирования
  4. Экспертиза инновационных проектов

Основы организационно-технологической подготовки производства новшеств

  1. Тенденции развития технологий и их классификация
  2. Задачи, особенности и стадии организационно-технологической подготовки производства
  3. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
  4. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технического уровня производства

Основы экономики инновационной деятельности

  1. Основы инвестиционной деятельности организации
  2. Экономические вопросы организационно-технологической подготовки производства
  3. Система показателей эффективности инновационной деятельности
  4. Организация анализа эффективности инновационной деятельности
  5. Основы антикризисного управления организацией