ФАТХУТДИНОВ Р.А. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

к содержанию

 

8.3. Измерение инновационной активности

 

Категория «инновационная активность» как объект измерения приобретает свойства признака — количественного параметра (показателя). Признак «инновационная активность», отражающий как интегральный показатель определенную совокупность частных свойств (может иметь форму «дерева свойств»), сам имеет признаки.

Формула оценки ИА (измерения):

Признаками инновационной активности явлются:

А3 — уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций;

А4 — методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;

А5 — соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;

А6 — скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;

А7 — обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

Необходимо измерять активность собственной фирмы и инновационную активность ее конкурентов по отрасли (на центральном рынке), а также всех других партнеров по рынку: потребителей (клиентов); поставщиков, производителей товаров-заменителей (рассматриваются конкурентные силы М. Портера; случайные конкуренты исключаются из анализа из-за отсутствия информации).

Используя разработки И. Ансоффа и Ж.-Ж. Ламбена, диапазон активности или агрессивности инновационной стратегии можно квантифицировать на 5 уровней (табл. 8.1).

Содержание элементов признака «инновационная активность».

- Качество инновационной стратегии конкуренции (фирмы). Соответствие стратегии, миссии-предназначению и миссии-ориен- тации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

- Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую часть потенциала, т. е. способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

- Уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.

- Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное — это применение в ИД концепций и научных методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирования на клиентах».

Таблица 8.1. Уровни агрессивности (активности) инновационной стратегии

Наименование уровня

Индекс

Содержание уровня

Характер нововведений

Стабильность, устойчивость, постоянство

S

Уровень агрессивности (активности), основанный на опыте прошлой деятельности

Установившиеся рынки освоенной продукции

Реактивность — reactivity, реактивная — reactive

R

Уровень агрессивности (активности), основанный на экспертных знаниях

Расширение знакомых рынков; возрастающая адаптация продукции

Предвидение (предвидящая), предварение, упреждение — advance

A

Уровень агрессивности (активности), основанный на предвосхищении событий путем экстраполяции

Расширение за счет смежных рынков; освоение смежной продукции, основанное на знакомой технологии

Исследование — exploration, исследующая — exploratory

E

Уровень агрессивности (активности), основанный на новых ясных альтернативах

Расширение за счет новых рынков; концепция новой продукции; внедрение новых технологий

Творчество — creation, творческая — creative

C

Уровень агрессивности (активности), основанный на творческом подходе

Открытие новых рынков; создание новых образцов продукции, новых технологий

- Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию самой фирмы. Резкое необоснованное усиление активности сможет превратить компанию в так называемого мертвого героя, а неадекватная пассивность обрекает фирму на роль неудачницы.

- Соответствие реакции компании характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию:

- реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем фирма приступает к ее решению;

- активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия;

- планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».

- Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновативности «TAT» (turn — around — time):

- обновляемость продукции;

- обновляемость технологии и технологического оборудования;

- обновляемость знаний персонала;

- обновляемость организационных структур и другие показатели.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить