ФАТХУТДИНОВ Р.А. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

к содержанию

 

Тема 9. Инновационные цели и инновационный потенциал организации
9.1. Показатели инновационной деятельности организации

 

В России с учетом рыночных преобразований статистика инноваций начинается с 1994 г. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных организаций, включает 10 разделов.

Статистика инноваций, основанная на единых международных подходах, начинает отсчет с 1989 г. Экспертами ОЭСР была подготовлена серия методологических руководств, образующих так называемую семью Фраскати, включающую рекомендации по измерению и интерпретации данных баланса платежей за технологию (1990 г.); по сбору данных о технологических инновациях — Руководство Осло (1992 г.); по использованию патентных данных в качестве показателей науки и техники (1994 г.); по измерению кадровых ресурсов науки и техники (1994 г.); по измерению кадровых ресурсов науки и техники — Канберрское руководство (совместно с Евростатом, 1995 г.).

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные.

Затратные показатели (абсолютные и относительные):

- удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

- удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

- затраты на приобретение инновационных фирм;

- объем экспортируемой инновационной продукции;

- объем предоставляемых услуг.

Структурные показатели:

- состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);

- состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

- численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

- состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные зат'раты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно- технических подразделений и работников.

Ситуация 1

Фирма «Сатурн» имеет мощные исследовательские, конструкторские и технологические подразделения, опытно-экспериментальное и серийное производство, а также 8 тыс. человек работающих. Портфель продукции отличается новизной: все три реализуемых вида оборудования выпускаются не более трех лет. В табл. 9.1, 9.2 даны экспертные оценки состояния потенциала и инновационного климата предприятия.

Таблица 9.1. Оценка состояния инновационного потенциала

Компоненты блоков

Оценка состояния
компонентов

Сильные
стороны

Средний
уровень

Слабые
стороны

1. Продуктовый блок.

(экспертная и количественная оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсного обеспечения и исполнения функций: стратегического маркетинга, НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей)

1.1.

Состояние продуктового проекта № 1

1 2

3

4 5

1.2.

Состояние продуктового проекта № 2

1 2

3

4 5

1.3.

Состояние продуктового проекта № 3

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния продуктового блока (портфеля)

 

 

 

2. Функциональный блок.

(стадии жизненного цикла изделий)

2.1.

Стратегический маркетинг, НИОКР

1 2

3

4 5

2.2.

Основное и вспомогательное производство

1 2

3

4 5

2.3.

Маркетинг и сбыт (продажи)

1 2

3

4 5

2.4.

Сервис потребителей

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния функционального блока

 

 

 

3. Ресурсный блок

3.1.

Материально-технические ресурсы

1.

Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие

1 2

3

4 5

2.

Площади и рабочие места, связь и транспорт

1 2

3

4 5

3.

Оборудование и инструменты

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния материально-технических ресурсов

 

 

 

3.2.

Трудовые ресурсы

1.

Состав и компетентность руководителей

1 2

3

4 5

2.

Состав и квалификация специалистов

1 2

3

4 5

3.

Состав и квалификация рабочих

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов

 

 

 

3.3.

Информационные ресурсы

1.

Научно-технический задел, патенты и ноу-хау, научно-техническая информация

1 2

3

4 5

2.

Экономическая информация

1 2

3

4 5

3.

Коммерческая информация

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния информационных ресурсов

 

 

 

3.4.

Финансовые ресурсы

1.

Возможности финансирования из собственных средств

1 2

3

4 5

2.

Обеспеченность оборотными средствами

1 2

3

4 5

3.

Обеспеченность средствами на зарплату

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов

 

 

 

Итого по компонентам ресурсного блока

3.1.

Состояние материально-технических ресурсов

1 2

3

4 5

3.2.

Состояние трудовых ресурсов

1 2

3

4 5

3.3.

Состояние информационных ресурсов

1 2

3

4 5

3.4.

Состояние финансовых ресурсов

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния ресурсов

 

 

 

4. Организационный блок

4.1

Организационная структура

1.

Звенья, диапазон и уровни управления

1 2

3

4 5

2.

Функции: состав и качество разделения труда

1 2

3

4 5

3.

Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей

1 2

3

4 5

4.

Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния организационной структуры

 

 

 

4.2.

Технология процессов по всем функциям и проектам

1.

Прогрессивность используемых технологий и методов

1 2

3

4 5

2.

Уровень автоматизации

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния технологии

 

 

 

4.3.

Организационная культура

1.

Коммуникационная система и язык общения

1 2

3

4 5

2.

Традиции, опыт и вера в возможности организации

1 2

3

4 5

3.

Трудовая этика и мотивирование

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния организа ционной культуры

 

 

 

Итого по компонентам организационного блока

4.1.

Организационная структура

1 2

3

4 5

4.2.

Технология процессов

1 2

3

4 5

4.3.

Организационная культура

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния организационного блока

 

 

 

5. Управленческий блок

5.1.

Общее, функциональное и проектное руководство

1 2

3

4 5

5.2.

Система управления по общим функциям

1 2

3

4 5

5.3

Стиль управления (сочетание автономности и централизации)

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния управленческого блока

Итого по блокам инновационного потенциала

1.

Состояние продуктового блока

1 2

3

4 5

2.

Состояние функционального блока

1 2

3

4 5

3.

Состояние ресурсного блока

1 2

3

4 5

4.

Состояние организационного блока

1 2

3

4 5

5.

Состояние управленческого блока

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния инновационного потенциала

 

 

 

Таблица 9.2. Оценка состояния инновационного климата

Оцениваемые компоненты

Уровень состояния компонентов

Угрозы

 

Возможности

1. Оценка инновационного макроклимата

Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь)

1 2

3

4 5

Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации)

1 2

3

4 5

Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне)

1 2

3

4 5

Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы, программы, законодательная база)

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата

2. Оценка инновационного микроклимата (анализ стратегических зон)

Зона хозяйственная, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами

1 2

3

4 5

Зона капиталовложений — инвестиций

1 2

3

4 5

Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов

1 2

3

4 5

Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов

1 2

3

4 5

Зона трудовых ресурсов: рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих

1 2

3

4 5

Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района)

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата

Итого по инновационному климату

Оценка макроклимата

1 2

3

4 5

Оценка микроклимата

1 2

3

4 5

Итоговая оценка состояния инновационного климата

 

 

 

Ситуация 2

Японская фирма Sony считается самой инновационной фирмой в области бытбвой радиоэлектроники. В течение своей 50-летней деятельности она постоянно вводила в обиход принципиально новую технику, изменяющую труд и досуг людей. Объем продаж фирмы в 1991 г. достиг $26 млрд, в 1994 г. он вырос до $36,6 млрд. Вся продукция фирмы разработана ее научным и инженерным персоналом, насчитывающим 9 тыс. человек (при общем количестве занятых на фирме 112,9 тыс. человек). Фирма затрачивает на исследования и разработки $4,5 млрд, что составляет 5,7% от объема продаж. Ежегодно Sony предлагает 1000 новых изделий — примерно 4 каждый рабочий день. Около 800 из них — это усовершенствованные версии изделий, которые уже имеются на рынке: или с улучшенными характеристиками, или с пониженной ценой. Остальные 200 — это оригинальные разработки, нацеленные на открытие новых рынков: новинки аудио-, видео- и компьютерной техники.

Широко используется показатель инновационности «TAT», который пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания «tum — around — time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Фирме Matsushita в цветном телевидении принадлежит своего рода рекордное значение показателя «TAT» — А,1 мес.

Ситуация 3

Эксперты консультативной фирмы McKinsey считают, что в автомобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к снижению показателя «TAT» за счет сокращения на 25% цикла конструирования и разработки автомобиля. Это означает экономию в 18 мес., которая позволит автомобильным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту выпуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели воспользоваться новой технологией.

Реже используются в широкой печати другие показатели, например структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.

Ситуация 4

Корпорация Minnesota Mining & Manufacturing (ЗМ), ведущая компания в обрабатывающей промышленности, является примером формирования динамичной, ориентированной на рынок организационной структуры. В 1990-е гг. она находилась в первой сотне промышленных гигантов США: 32-е место по размерам прибыли ($1,3 млрд в 1994 г.), 30-е — по числу работающих (83 тыс. человек), 27-е — по суммарному объему продаж ($15,1 млрд). Корпорация гордится высокой наукоем- костью своей продукции: доля затрат на НИОКР в стоимости продаж в 1994 г. составила 6%, что вдвое превышает средний показатель по обрабатывающей промышленности США.

Особо выделяется специфическая форма деятельности корпорации в научно-технической сфере через финансирование венчурных компаний, т. е. мелких (изобретательских), создаваемых учеными или предпринимателями для разработки какого-либо передового наукоемкого изделия или технологии.

Контролируя развитие нескольких сотен таких фирм, корпорация фактически осуществляет широкозахватный поиск перспективных научно-технических достижений. На приобретение наиболее перспективных инновационных фирм ежегодно тратится $100-150 млн.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить