Экономическая библиотека онлайн

Инновационная позиция организации

Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT-анализа — оперативный диагностический анализ среды организации.

Аббревиатура SWOT расшифровывается так: S — strength (сила), W — weakness (слабость), О — opportunity (возможность), Т — threat (угроза).

Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWОТ — анализа. Она строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и потенциала организации (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.

I. Поле SO — «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант — нет необходимости что-либо срочно изменять и к чему-нибудь готовиться, надо заниматься будущим.

II. Поле ST — «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.

III. Поле WT — «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.

IV. Поле WO — «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.

Фрагмент матрицыанализа состоит из следующих компонентов: инновационная позиция и климат.

Инновационная позиция (Поз), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).

Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:

Поз = Потл)1/2; Ипоз = 0,5 (Пот + Кл).

Расчет и анализ этих показателей позволяет повысить обоснованность стратегии развития организации (или инновационного проекта по повышению конкурентоспособности организации).

 

Предисловие

Концепция инновационного менеджмента

  1. Основные понятия из области инновационной деятельности
  2. Эволюция технологических укладов
  3. Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций
  4. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

Государственное регулирование инновационной деятельности

  1. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации
  2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
  3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Особенности организационных форм инновационной деятельности

  1. Классификация инновационных организаций
  2. Особенности малых фирм
  3. Отличительные черты специализированных и комплексных инновационных организаций
  4. Структуры инновационных организаций
  5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации

Научные основы инновационного менеджмента

  1. Сущность основных экономических законов
  2. Сущность основных законов организации в статике и динамике
  3. Системный подход к инновационной деятельности
  4. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга
  5. Функциональный подход
  6. Сущность остальных научных подходов к инновационному менеджменту
  7. Основные принципы управления
  8. Перечень основных методов инновационного менеджмента

Основы управления рисками

  1. Основные понятия и определения
  2. Классификация рисков
  3. Методические основы управления рисками
  4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска
  5. Оценка и оптимизация рисков
  6. Методы снижения рисков
  7. Оценка эффективности управления рисками

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

  1. Правовое обеспечение
  2. Нормативно-методическое обеспечение
  3. Финансовое и материальное обеспечение
  4. Информационное обеспечение и статистика инноваций

Методы инновационной деятельности организации

  1. Методы организации инновационной деятельности
  2. Методы выбора инновационной политики
  3. Методы прогнозирования возможных новшеств

Проблемы повышения инновационной активности организаций

  1. Сущность категории «инновационная активность»
  2. Подходы И. Ансоффа к использованию категории «агрессивность стратегии»
  3. Измерение инновационной активности
  4. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия
  5. Взаимосвязи показателя «инновационная деятельность» с другими инновационными показателями

Инновационные цели и инновационный потенциал организации

  1. Показатели инновационной деятельности организации
  2. Инновационные цели организации
  3. Инновационный потенциал организаций
  4. Инновационный климат
  5. Инновационная позиция организации

Выбор инновационной стратегии поведения организации

  1. Возникновение и становление инновационных стратегий
  2. Типы инновационного поведения организаций
  3. Стратегии в сфере массового производства
  4. Стратегии дифференциации продукции и сегментации рынка
  5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
  6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
  7. Особенности эффективных инновационных стратегий

Формирование портфелей новшеств и инноваций

  1. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности
  2. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов
  3. Анализ действия закона конкуренции
  4. Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов
  5. Содержание портфелей новшеств и инноваций

Организация НИОКР и проектирования

  1. Задачи, принципы и этапы НИОКР
  2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
  3. Основы инновационного проектирования
  4. Экспертиза инновационных проектов

Основы организационно-технологической подготовки производства новшеств

  1. Тенденции развития технологий и их классификация
  2. Задачи, особенности и стадии организационно-технологической подготовки производства
  3. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
  4. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технического уровня производства

Основы экономики инновационной деятельности

  1. Основы инвестиционной деятельности организации
  2. Экономические вопросы организационно-технологической подготовки производства
  3. Система показателей эффективности инновационной деятельности
  4. Организация анализа эффективности инновационной деятельности
  5. Основы антикризисного управления организацией