Экономическая библиотека онлайн

Этапы разработки проектной документации

Проектная подготовка строительства. Принципиальная схема предпроектной и проектной подготовки строительства на примере объекта жилищно-гражданского назначения показана на рис. 5.8.

Этапы разработки проектной документации - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 5.8. Принципиальная схема предпроектной и проектной подготовки строительства для объектов жилищно-гражданского назначения

Разработка проектной документации осуществляется на основании задания на проектирование в соответствии с исходно-разрешительной документацией и с соблюдением требований нормативной документации.

Стадийность проектирования объекта устанавливается заказчиком совместно с генпроектировщиком в задании на проектирование. Имеются рекомендации относительно определения стадийности проектирования. Так, для Москвы установлено пять категорий сложности объектов, в зависимости от которых даются следующие рекомендации относительно стадийности проектирования:

1) проект, рабочая документация для объектов V, IV категорий сложности и для объектов III категории сложности по индивидуальным проектам;

2) рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация) для объектов III—I категорий сложности, а также для объектов, строящихся по типовым и повторно применяемым проектам.

Решением местного органа по градостроительству и архитектуре объект может быть отнесен к числу уникальных с установлением особого порядка проектирования. Как правило, это имеет место в случаях:

— расположения объекта на особо значимой в градостроительном отношении территории;

— особой социальной значимости объекта;

— особой технической сложности.

При рассмотрении вопросов разработки проектной документации следует различать:

1) проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения;

2) проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения.

Состав проектной документации. Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения состоит из следующих разделов:

— общая пояснительная записка;

— генеральный план и транспорт;

— технологические решения;

— управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих;

— архитектурно-строительные решения;

— инженерное оборудование, сети и системы;

— организация строительства;

— охрана окружающей среды;

— инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, а также мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; — сметная документация;

— эффективность инвестиций.

Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов:

— общая пояснительная записка;

— архитектурно-строительные решения;

— технологические решения;

— решения по инженерному оборудованию;

— охрана окружающей среды;

— инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, а также мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; — организация строительства (при необходимости);

— сметная документация;

— эффективность инвестиций (при необходимости).

Рабочий проект разрабатывается в сокращенных объеме и составе, определяемых в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта применительно к составу и содержанию проекта. В состав рабочего проекта включается рабочая документация.

Разработка специальных разделов проекта. Для их разработки, как правило, привлекаются специализированные организации, обладающие соответствующими лицензиями.

К наиболее часто разрабатываемым специальным разделам проекта относятся:

— охрана окружающей среды;

— инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

— инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

— пожаротушение, пожарная сигнализация, охранно-пожарная сигнализация и противодымная защита; оповещение людей о пожаре и эвакуация людей при пожаре;

— организация и условия труда работников, управление производством и предприятием;

— инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных природных и техноприродных процессов;

— защита строительных конструкций от коррозии;

— проекты организации строительства (ПОС) и проекты производства работ (ППР);

— сметная документация;

— эффективность инвестиций;

— мероприятия для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения;

— архитектурное освещение;

— акустическая защита зданий и сооружений от эксплуатационных шумов и вибраций;

— управление проектами.

Согласование проектной документации. Согласование проектной документации осуществляется заказчиком. При необходимости в соответствии с договором на проектирование к данной работе может привлекаться генпроектировщик.

Проектная документация на строительство предприятия, здания и сооружения, разработанная в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами, что должно быть удостоверено соответствующей записью лица, ответственного за проект (главного инженера, главного архитектора, управляющего проектом), согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями не подлежит — за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также субъектов РФ.

Проектная документация подлежит обязательному представлению на рассмотрение:

— в местный орган по градостроительству и архитектуре (для утверждения архитектурно-градостроительного решения при его отсутствии на предыдущем этапе проектной подготовки);

— местный орган по охране окружающей среды;

— орган санитарно-эпидемиологического надзора в субъекте РФ.

В особых случаях может проводиться дополнительное согласование размещения объекта (оформление заключений). Во всех регионах России имеются свои списки организаций, чьи согласования требуются в особых случаях размещения объектов.

Государственная экспертиза. Государственная экспертиза проектной документации проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.

По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и в объеме отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.

В орган государственной вневедомственной экспертизы проект — ную документацию представляет заказчик с привлечением генпроек- тировщика для защиты проектных решений. На экспертное заключение принимается комплект проектной документации в объеме утверждаемой части, согласованной в установленном порядке.

По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.

Рабочая документация. Состав рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений определяется соответствующими государственными стандартами СПДС и уточняется заказчиком и генпроектировщиком в договоре (контракте) на проектирование.

Государственные, отраслевые и региональные стандарты, а также чертежи типовых конструкций, изделий и узлов, на которые имеются ссылки в рабочих чертежах, не входят в состав рабочей документации и могут передаваться проектировщиком заказчику, если это оговорено в договоре.

В случае изменения конструктивных, инженерных, технологических решений проекта, а также утверждаемой части рабочего проекта документация подлежит повторному представлению в соответствующий орган государственной вневедомственной экспертизы.

Утверждение проектной документации. Утверждение проектной документации проводится с целью получения разрешения и ордера на производство строительно-монтажных и земляных работ. В зависимости от источников финансирования утверждение проектной документации производится:

— при строительстве, реконструкции за счет средств городских источников — правовым актом городской администрации;

— при строительстве, реконструкции за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств заказчика — непосредственно самим заказчиком (соответствующим приказом, распоряжением).

Поскольку утверждение проектной документации нужно для того, чтобы получить разрешение на строительство, то заинтересованным лицом (заказчиком) по необходимости проводится также проверка наличия и должного оформления следующих документов:

— правоустанавливающих документов на земельный участок;

— градостроительного плана земельного участка;

— материалов проектной документации;

— положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

После утверждения проектной документации заказчиком (перед выдачей разрешения на строительство) орган, уполномоченный на выдачу разрешения, проверяет проектную документацию на соответствие градостроительному плану земельного участка. Кроме того, указанный орган проверяет наличие документов, прилагаемых к заявлению заказчика на выдачу разрешения на строительство, в том числе:

— правоустанавливающие документы на земельный участок;

— градостроительный план земельного участка;

— материалы, содержащиеся в проектной документации;

— положительное заключение государственной экспертизы проектной документации применительно к соответствующим объектам.

На основании утвержденной в установленном порядке проектной документации уполномоченные органы оформляют:

— разрешение на производство строительно-монтажных работ;

— ордер на производство подготовительных, земляных и строительных работ.

Оформление разрешения на производство строительно-монтажных работ проводится на соответствующие этапы строительства, обеспеченные рабочей документацией.

Орган административно-технических инспекций выдает ордер на право производства земляных работ, связанных с перемещением грунта за пределы строительной площадки при обязательном представлении заказчиком утвержденного в установленном порядке документа, подтверждающего право временного или постоянного складирования грунта в месте назначения.

Передача проектов заказчикам. Хранение документации. Как

правило, договором между заказчиком и генпроектировщиком предусмотрена передача готовой проектной документации заказчику. Заказчик принимает ее путем подписания накладной. Акт приемки-передачи проектно-сметной документации подписывается заказчиком при условии отсутствия замечаний по результатам выполненных в соответствии с договором работ.

Акт приемки-передачи проектной документации, как привило, подписывается заказчиком при условии:

— согласования проектной документации компетентными (уполномоченными) государственными органами;

— наличия положительного заключения государственной экспертизы;

— отсутствия у заказчика замечаний по результатам выполненных работ.

Хранение документации осуществляется у заказчика, в проектных организациях и Федеральном архивном агентстве, находящемся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

Правила учета и хранения в проектных организациях подлинников проектной документации (далее — подлинник документа) на строительство предприятий, зданий и сооружений всех отраслей промышленности и народного хозяйства определены ГОСТ [6].

Сроки хранения подлинников документов в проектных организациях устанавливаются министерствами и ведомствами в перечнях документов, согласованных с Федеральным архивным агентством.

Подлинники документов отбираются на государственное хранение или уничтожение как не имеющие научной ценности и потерявшие практическое значение в соответствии с инструкциями Федерального архивного агентства.

Подлинники документов подлежат учету и хранению в разработавшей их организации. Пришедшие в негодность или утерянные подлинники документов по решению руководителя (или его заместителя) организации — держателя подлинников могут быть восстановлены.

Функции менеджера проекта. На всех этапах разработки проектной документации руководящая роль принадлежит менеджеру проекта (в отечественной терминологии — главному инженеру проекта, главному архитектору проекта).

В ходе проектирования менеджер проекта выполняет следующие функции:

— контроль соответствия объема и сроков выполненных работ необходимому минимуму, предусмотренному контрактом;

— подбор и привлечение к проекту ведущих специалистов по инженерным дисциплинам, координацию их деятельности;

— определение рациональных сроков начала работ, с тем чтобы избежать их преждевременного выполнения;

— корректировку численности занятых работников;

— контроль за внесением изменений в проект;

— контроль за факторами, условиями и документами, которые могут увеличить стоимость работ;

— проверку соблюдения последовательности и приоритетов, выбранных в процессе планирования работ;

— обеспечение предпочтительного выбора стандартных материалов и оборудования в максимально возможном числе ситуаций, а также обеспечение минимальной номенклатуры применяемых изделий;

— подготовку и реализацию соглашения с лицензиаром;

— подготовку и контроль за соблюдением плана проектных работ, увязанного с общим планом проекта;

— разработку совместно с заказчиком задания на проектирование.

В зависимости от масштаба и сложности проекта функции менеджера на этапе проектирования могут быть возложены как на менеджера всего проекта, так и на специально назначенного проект-менеджера, работающего в команде под руководством главного менеджера.

Автоматизация проектных работ. Комплексная модель технологического процесса проектирования представляет собой систему технологически обоснованных информационных связей между указанными специалистами, обеспечивающую изготовление расчетно-графической информации в виде стандартного набора чертежей, таблиц и текстов на базе и в соответствии с действующими нормативными документами по строительству.

Использование средств информатизации позволяет получить принципиально новую среду — систему автоматизированного проектирования (САПР). Укрупненная структура САПР в строительстве представлена на рис. 5.9.

Этапы разработки проектной документации - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 5.9. Примерная схема структуры системы автоматизированного проектирования (САПР)

Основу технологической линии автоматизированного проектирования (ТЛАП) в среде САПР составляют графические базы данных, которые охватывают все части проекта. Работа с базами осуществляется в режиме диалога с использованием разветвленных графических меню, из которых визуально выбираются нужные элементы изображения.

В базах содержатся:

— элементы чертежей общего назначения (рамка со штампом любого формата, различные стрелки, отметки, оси, таблицы и т.д.); — архитектурные элементы (построение любой сетки колонн и осей, стены, перегородки, окна, двери, отметки, лестницы и т.д.); — архитектурные узлы (вычерчивание отдельных сопряжений крупным планом);

— сантехническое оборудование (элементы чертежей отопления, вентиляции, водопровода, канализации и т.д.);

— электротехническое оборудование (элементы чертежей электроосвещения, силового электрооборудования и т.д.).

На базе комплексного использования системных средств, позволяющих выполнять все функции по подготовке, хранению, поиску, обработке, отображению, оформлению и анализу информации в автоматизированном режиме, у проектировщиков в среде ТЛАП появляется возможность совмещения во времени разработки и согласования вариантов проектных решений. При этом увязка обеспечивается во всех частях по всем параметрам без выпуска промежуточных чертежей с их многократным обменом. Хранимые в графических базах данные — это элементы повторного применения.

На зарубежном, а теперь и отечественном рынке специализированных программных средств в настоящее время появилось достаточное количество пакетов, ориентированных на проектирование в строительстве. В них имеются уже заложенные разработчиками типовые графические блоки, возможности сопряжения различных типовых элементов, формирования спецификаций. Существенным недостатком данных систем (в принципе достаточно мощных и удобных) является то, что все они, как правило, разработаны зарубежными фирмами и ориентированы соответственно на зарубежные стандарты.

На практике при проектировании используют чертежные пакеты типа AutoCAD, представляющие собой универсальный электронный кульман. Наработка банка типовых графических элементов в этом случае целиком возлагается на пользователя.

Указанная наработка может идти двумя путями. Первый, наиболее простой путь — непосредственное черчение (накопление стандартных блоков информации) силами квалифицированных пользователей- проектировщиков. Второй путь более сложный, но и более эффективный — написание в рамках имеющихся системных инструментальных средств программ формирования графических образов, соответствующих расчетных модулей и информационно-поисковых систем. Разрабатываемые интерфейсные блоки позволяют создавать комплексное программное обеспечение, непосредственно ориентированное на отечественного потребителя. Для решения подобных задач необходимы программисты-профессионалы.

Однако на сегодняшний день пакетов, полностью удовлетворяющих проектировщиков, содержащих всю необходимую каталожную информацию по различным видам строительных деталей и конструкций, производимых в нашей стране, нет. На практике, за редким исключением, используются отдельные разработки, адаптированные под нужды конкретной организации, не носящие универсального характера.

 

Предисловие

Введение в управление проектами

Основные фазы управления проектами

Специальные вопросы управления проектами

Процессы управления проектами

Управление рисками

  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками

Информационные системы управления проектами

  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами