И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, А.В. Полковников
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

к содержанию

 

12.6. Инновационные проекты

 

Инновационная деятельность (ИД) — вид деятельности [10], связанный с внедрением научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам (рис. 12.12).

Различают следующие виды инноваций:

- технологические;

- создание нового рынка;

- освоение нового источника поставки сырья или полуфабриката;

- реорганизация системы управления.

Основными формами трансфера технологий (ТТ) являются:

- передача патентов на изобретения;

- патентное лицензирование;

- торговля беспатентными изобретениями;

- передача технической документации;

- передача ноу-хау;

- передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

- информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т.п.;

- инжиниринг;

- научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

- проведение различными фирмами совместных исследований и разработок;

- организация совместного производства;

- организация совместных предприятий.

Инвестор воспринимает инновации через призму инвестиционного проекта, который является организационно-финансовым планом продвижения инноваций (табл. 12.8).

Таблица 12.8

Структура инновационного проекта

Существуют два метода продвижения инноваций — «вертикальный» и «горизонтальный».

При вертикальном методе весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых

на отдельных стадиях ИД от подразделения к подразделению. Однако применимость этого метода весьма ограниченна: либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб (например, концерн «Вольво», не выпускающий из рук даже снабжение своих автомастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей, например новые химические или фармакологические материалы.

Горизонтальный метод — метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками.

В России возможности ТТ основываются на наличии и видах субъектов технологической инновационной деятельности (ТИД) с учетом наследия инфраструктуры советского периода (табл. 12.9).

Различают трансфер некоммерческий и коммерческий.

Объекты некоммерческого трансфера — свободная научно-техническая информация: научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги, проспекты и т.п.

Объекты коммерческого трансфера — промышленная собственность (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии.

Финансируют инновационные проекты собственными или заемными средствами на условиях роялти (ежегодных отчислений), услуг банков рисковых капиталов, на так называемых биржах технологий, через совместные предприятия.

Основными формами трансфера технологий являются передача лицензий, ноу-хау, инжиниринг, промышленная кооперация, совместные предприятия, техническая помощь (в том числе со стороны международных организаций типа ЮНИДО, ЕБРР).

Рис. 12.12. Принципиальная структура проектного цикла инновационного проекта (на примере новой продукции компании, специализирующейся на программно-технических устройствах)

Рис. 12.12. Окончание

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить