Экономическая библиотека онлайн

Управление программами

Программы можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. Обычно целевые программы содержат множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем [16]. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например, развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т.д.), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), субъекта федерации, областном, муниципальном и т.д.

Программы обладают рядом отличительных черт:

— высокой стоимостью и сложностью форм финансирования;

— трудоемкостью и длительностью реализации;

— необходимостью широкой (в том числе международной) кооперации;

— влиянием на социальную и экономическую среду региона и даже страны в целом.

По содержанию программы подразделяются на научно-технические, социальные, инвестиционные, экономические, оборонные и т.д.

В настоящее время разработаны и реализуются программы развития топлива и энергетики, продовольствия, транспорта и связи, жилья, химической и микробиологической промышленности, образования, культуры и средств массовой информации, экологии, ликвидации последствий крупномасштабных аварий и ряд других.

Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных и межгосударственных целевых программ и иных федеральных нужд в соответствующем году. Органы управления — заявители бюджетных ассигнований исходя из соответствующих прогнозов в рамках закрепленных за ними функций определяют приоритеты, осуществляют выбор первоочередных целей, на которые следует направить требуемые бюджетные ассигнования, производят вариантные расчеты оценки возможностей реализации целевых программ, а также других федеральных нужд. Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ на основе проектов бюджетных заявок и исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета осуществляют анализ и балансовую увязку программ.

Основные формы программного управления — федеральные целевые программы (ФЦП) и целевые комплексные программы (ЦКП). Принципы их разработки базируются на понятиях и принципах программно-целевого планирования.

Наиболее важными из них являются:

— целенаправленность — целевая ориентация программ на обеспечение конечных результатов;

— системность — разработка мер, необходимых для реализации программы (организационно-экономических, законодательных, политических, административных, технологических и т.д.) во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом. Программы, ориентированные на реализацию целевых установок развития страны в целом, должны иметь в общественной системе статус наибольшего благоприятствования;

— комплексность — разработка отдельных увязанных между собой элементов программной структуры, обеспечивающих достижение более частных целей (подцелей), должна осуществляться в соответствии с основной (генеральной) целью той или иной программы;

— обеспеченность — состоит в том, что все мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть обеспечены различными видами необходимых ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых;

— приоритетность — отдается предпочтение приоритетным задачам исходя из общей концепции развития;

— экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;

— согласованность — речь идет о согласованности федеральных и региональных интересов и задач;

— своевременность достижения требуемого конечного результата в установленные сроки.

Информационное обеспечение процесса разработки программ включает сбор, анализ и обобщение информации о состоянии ресурсного потенциала (обеспеченность ресурсами, характеристики эффективности и использования, сложившаяся социальная, экологическая ситуация, постоянный обзор зарубежных тенденций и т.д.). Кроме того, учитываются и другие особенности, определяющие уровень и характер процессов.

Методическое обеспечение процесса разработки ФЦП/ЦКП в общем виде представляет собой систему взаимосвязанных прогнозов, включая прогнозы воздействия политических, внешнеэкономических условий, изменений внешней и внутренней конъюнктуры, последствий структурной политики, научно-технические прогнозы, прогнозы требований со стороны охраны окружающей среды и т.д.

Методическое обеспечение состоит также в определении:

— порядка расчета показателей;

S условий сопоставимости (в случае использования количественных показателей);

S условий определения сроков программы;

S последовательности расчетов, связанных с анализом;

S степени секретности;

S базы сравнения.

Основные методы, используемые при разработке программ, — метод технико-экономического проектирования и нормативно-балансовый.

Переход на программные методы управления в первую очередь связан с ликвидацией организационной системы, основанной на плановораспределительных методах управления. Являясь по своей сути прогрессивными, программные методы на начальных этапах реформы еще не могут дать необходимого эффекта, что связано с эклектичностью переходного периода. По мере развития рыночных отношений эффективность использования программных методов должна возрастать.

 

Предисловие

Введение в управление проектами

Основные фазы управления проектами

Специальные вопросы управления проектами

Процессы управления проектами

Управление рисками

  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками

Информационные системы управления проектами

  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами