И.А. Лаврухина
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

к содержанию

 

Зарождение экономической мысли в России

 

О закономерностях становления экономической мысли России мы можем судить прежде всего по таким документам, как «Русская правда» и различные «Судебники», а также по наследию первых русских мыслителей, высказывавших экономические идеи – Ермолая Еразма и И. Пересветова.

Для России характерен ярко выраженный государственный характер документов и экономических идей. Объяснением этому могут служить следующие причины: античная традиция более слабая, чем в Европе, глубокое сословное разделение, высокая централизация духовной деятельности, осознание национальных интересов в борьбе с захватчиками.

«Русская Правда» – это своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Сохранились несколько вариантов «Русской Правды», «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась при Ярославе (978–1054) и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение» Мономаха – яркий литературный памятник, наставления и комментарий к «Правде».

«Русская Правда» устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей «Русской Правды» посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений – праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, за всевозможные преступления и проступки («кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд»), практике возмещения денежных и натуральных долгов («...за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).

Как письменный свод древнерусского права, «Русская Правда» упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).

«Русская Правда» – не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях, о денежной системе, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках «Правды» есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.

«Русская Правда» позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя), затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю) и нижней ступени – «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.

Ермолай-Еразм (неизвестный) занимает особое место в ряду русских церковнослужителей XVI в., анализировавших наиболее актуальные проблемы социально-экономической жизни Российского государства. Основная работа: «Благохотящим царем правительница и землемерие» (другими словами – «Руководство царю в управлении государством и измерении земли»).

В этом трактате он предлагал следующее:

1) уменьшить и установить в законодательном порядке размер обязательств каждого крестьянина перед землевладельцем, заменить все крестьянские повинности натуральным налогом;

2) изменить порядок обеспечения царя деньгами посредством совершенствования налоговой системы;

3) провести реформу в землепользовании и измерении земли (в частности Ермолай-Еразм предлагал укрупнить единицу измерения земли, что по его оценке в 10 раз ускорило бы работу землемеров и писарей);

4) урегулировать воинскую повинность, совершенствуя систему набора, проанализировав количество, необходимое для пополнения войска с учетом его надлежащего материально-финансового обеспечения;

5) упрочить экономическую основу государства, для чего учредить поместное служилое землевладение, когда бояре, воеводы и воины, служа Русскому государству, должны получать от царя землю и крестьян для ее обработки.

Ермолай-Еразм был противником боярского всевластия и в определенной мере он выражал интересы крестьян.

Идеи Ермолая-Еразма были восприняты Иваном Грозным.

Иван Семенович Пересветов является автором ряда небольших произведений: «Предсказания философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче», «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомет-Салтане».

В этих работах в иносказательной форме, посредством речей и писаний мудрых правителей и ученых людей, И. Пересветов рекомендовал царю определенную программу действий. И. Пересветов был идеологом поместного дворянства, поэтому во всех работах отражал их интересы, призывая государя в своей деятельности при управлении страной опираться не на крупных феодалов, бояр-вотчинников, а на средних и мелких служилых людей. Кроме того, И. С. Пересветов предлагал:

1) осуществить централизацию финансовой системы государства;

2) ввести государственную регламентацию торговли;

3) иметь большое и сильное войско, являющееся опорой царю в проведении им государственной политики;

4) уничтожить крепостное право и холопство;

5) урегулировать вопросы о богатстве, которое в основном связано с обидой других людей, а также по возможности согласовывать классовые интересы и разногласия.

Таким образом, становление экономической мысли в России характеризовалось чертами, схожими с западной: она была неотделима от общественной мысли и носила преимущественно нормативный характер.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить