Экономическая библиотека онлайн

Проблема границ классической школы

В трактовке хронологии и границ классической школы существуют разные мнения.

К. Маркс возникновение классической школы связывал с именами У. Петти и П. Буагильбера (конец XVII в.), завершение – с именами Д. Рикардо, и С. де Сисмонди (первая треть XIX в.). В качестве критерия классификации К. Маркс выбрал трудовую теорию стоимости. В соответствии с этим критерием он исключил из классической школы Ж.-Б. Сэя, Т. Мальтуса, Ф. Бастиа и др. (называл их – «вульгарными экономистами» за исследование «внешней видимости явлений», за их приверженность теории издержек и за их якобы стремление скрыть эксплуататорскую сущность капитализма).

Западные учебники – от Смита до Милля – вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в. (иногда от физиократов до Маркса), считают У. Петти поздним меркантилистом, а П. Буагильбера и физиократов – преддверием классики. Критерий классификации – приверженность затратной теории стоимости (трудовая или издержек производства) и принципу свободы торговли.

Дж. М. Кейнс дал самую широкую трактовку границ классической школы. К классикам он отнес, кроме всех тех авторов, кого включает традиционный западный подход, А. Маршалла и А. Пигу (экономистов первой трети XX в.). Критерий – приверженность принципу экономического либерализма.

Как заметил О. И. Ананьин, эти разночтения в определении границ классической школы коренятся в неоднородности самой классической политэкономии, которая вобрала в себя разные идейные традиции и была ориентирована на решение одновременно идеологических и научных задач. Классическая школа сложилась как единство двух начал: теории обмена (рынка) и теории производства (богатства). Обе теории имели общие истоки: они утвердились в полемике с идеями меркантилизма, имели схожий круг авторов и приверженцев. Тем не менее каждая из двух теорий имела свою предметную область, свой подход к ее изучению, свои линии размежевания с меркантилизмом. Теория обмена развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес практике государственного протекционизма, расчищая тем самым дорогу идеологии либерализма; теория производства отвергала меркантилизм за его переоценку роли торговли, стремясь за внешними проявлениями богатства (прежде всего в торговле и денежном обращении) вывить его истинную природу. Поначалу – в XVIII в. – обе теории развивались в общей связке, затем – еще в рамках классической школы – наметились расхождения (линия Сэя и линия Рикардо), наконец, в ходе «маржиналистской революции» 70-х гг. XIX в. произошло их размежевание.

Разночтения в периодизации классической школы отразили разногласия и в оценке относительной значимости этих теорий. Так, для К. Маркса главной была теория производства, а ключевыми персоналиями У. Петти, Ф. Кенэ и Д. Рикардо для западной, особенно англосак-сонской, традиции важнее была теория обмена и, соответственно, приоритет отдавался А. Смиту. Что касается Дж. М. Кейнса, то для него центральной была макроэкономическая, в особенности денежная проблематика, а в этой области взгляды большинства ведущих экономистов конца XIX и начала XX вв. мало изменились со времен Д. Рикардо и Дж. Ст. Милля.

Расширительный подход к трактовке границ классической школы представляется самым продуктивным с точки зрения предмета нашей дисциплины – изучение истории и логики развития экономических идей. С точки зрения этого подхода можно выделить следующие этапы формирования и развития классической школы:

1. У. Петти и П. Буагильбер (конец XVII – начало XVIII вв.) – признаки зарождения альтернативного меркантилизму нового учения, попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг, первые требования свободы торговли.

Физиократизм (вторая половина XVIII в. Франция) – глубокая и аргументированная критика меркантилизма, осознанное обоснование принципа свободы торговли, определение ряда важнейших микро- и макро- категорий.

2. А. Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)) – окончательное становление экономики как науки и формирование предмета, метода и системы категорий классической политической экономии. А. Смит подытожил развитие экономических идей вплоть до последней трети XVIII в.

3. Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения» (1817)) – первая половина XIX в. – развитие системы категорий и законов классической политэкономии применительно к эпохе промышленного переворота. Наиболее значителен вклад в теорию земельной ренты и теорию международной торговли (теория сравнительных преимуществ). Родоначальник теории «золотого стандарта».

4. Эволюция идей классической школы в трудах последователей Д. Рикардо – Ж-Б. Сэя, Т. Мальтуса и др. Проблема реализации (проблема кризисов), теория народонаселения и др.

5. Завершение классической политэкономии и начало новых направлений экономической мысли. (С. Сисмонди, Дж. Ст. Милль, К. Маркс, Ф. Бастиа):

– раскол либерализма на радикальный (Ф. Бастиа – последовательная защита принципа свободы торговли и невмешательства государства в экономическую и социальную жизнь) и реформистский (Дж. Ст. Милль – сочетание либеральных ценностей с активной ролью государства в решении социальных проблем);

– критика капитализма (С. Сисмонди, социалистырикардианцы, Ж. Прудон, К. Маркс), – основанная на разных теоретических и идейных предпосылках, с разной степенью обоснованности и различными практическими выводами (уничтожать капитализм или улучшать его);

– теория социализма (К. Маркс).

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора