И.А. Лаврухина
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

к содержанию

 

Социально-психологический институционализм Т. Веблена

 

Основные работы: «Теория праздного класса» (1899); «Инженеры и система цен» (1921); «Отсутствующая собственность и коммерческое предприятие в новое время» (1923).

Исходя из сформулированного им предмета экономической науки Т. Веблен считал, что теория, дающая удовлетворительную трактовку экономического поведения человека, должна включать и внеэкономические факторы, объяснять поведение в его социальном аспекте. Поэтому он широко стал применять в экономической теории данные социальной психологии.

Изучая движущие мотивы человеческого поведения, Веблен оспорил положение традиционной экономической науки о том, что человек стремится к получению максимальной выгоды для себя, подчиняя свои действия «арифметике пользы». Веблен считал, что человек не машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания, и его поведение не может сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и гедонизма. Его поведением управляют инстинкты. Т. Веблен выделил позитивные инстинкты: инстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке стремление к творчеству), инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познания мира) и родительское чувство (забота о ближнем). Также негативные инстинкты: воинственный и стяжательства (стремление улучшить свое положение за счет других). Учение Веблена об инстинктах можно рассматривать как еще один аргумент против системы свободного предпринимательства, поскольку наличие отрицательных инстинктов объясняет случаи несовпадения или даже антагонизма частного и общественного интересов.

Обосновывая свой критический взгляд на экономическую систему капитализма, Т. Веблен анализировал главное противоречие капитализма. Он считал, что это противоречие вытекает из существования в капиталистическом обществе двух противоположных начал: «индустрии» и «бизнеса». К индустрии он отнес сферу материального производства, основанную на машинной технике. Другую часть составил бизнес, к которому относилось все, что связано с извлечением доходов, погоней за прибылью: реализация товаров и услуг, сфера обращения с денежным хозяйством, кредитом, банками, спекуляцией и т. п.

Индустрия, согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями, менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они заинтересованы в развитии и совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Представители же бизнеса ориентированы исключительно на прибыль, и сам процесс производства и его материальные результаты их не интересует (надо учесть еще и тот факт, что увеличение прибыли часто может достигаться за счет сокращения производства и ограничения выпуска). Таким образом, по Веблену, интересы индустрии объективно отвечают интересам общества, чего нельзя сказать о бизнесе.

Указанное противоречие углубляется по мере развития общества. В теории Веблена капитализм (он называет его – «денежным хозяйством») проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве. Господство последних основано на абсентеистской собственности (отсутствующая, неосязаемая собственность), представленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, и рост размеров абсентеистской собственности, которая является основой существования «праздного класса», во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов корпораций. В результате противоречие между «бизнесом» и «индустрией» обостряется, т. к. бизнес получает все большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства и повышения его эффективности.

Веблен видел возможность разрешения этого противоречия в глубоких преобразованиях общества и предсказывал установление в будущем власти технической интеллигенции, носителей специальных технических знаний – технократии. В трактовке Веблена основной целью технократии является наилучшая работа промышленности, а не прибыль, как для бизнесмена, который к тому же не осуществляет производственных функций и занят лишь финансовой деятельностью, становясь тем самым лишним звеном экономической организации.

Способом передачи власти в руки технократии Веблен предполагал забастовку технических специалистов. Веблен утверждал, что достаточно объединиться незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы праздный класс добровольно отказался от власти. В обществе же, у руля которого встанет технократия, производство будет функционировать для удовлетворения потребностей, будет осуществляться эффективное распределение природных ресурсов, справедливое распределение и т. д.

Таким образом, Веблен положил начало распространению в политэкономии принципа технократизма, выдвинув один из первых вариантов технократической концепции. Его идеи о том, что в условиях крупного, быстро совершенствующегося в техническом отношении производства переход власти от собственников капитала к техническим специалистам – особому классу технократов, неизбежен, оказали большое влияние на развитие в XX в. технократических концепций и немарксистской социологии и политической экономии.

Другую разновидность раннего институционализма составила социально-правовая концепция Дж. Коммонса (1862–1945), в которой в качестве определяющих институтов общественного развития принимались право и юридические учреждения.

Основные работы: «Юридические основы капитализма» (1932); «Институционализм и его место в политэкономии» (1934); «Экономическая теория коллективных действий» (1950) и др.

Задачу политэкономии Дж. Коммонс видел в анализе коллективного поведения и обобщении его результатов. Он рассматривал ее как науку о деятельности людей. В качестве конечного объекта исследования принимался коллективный институт. Среди коллективных институтов Коммонс выделял такие, как корпорация, профсоюзы, политические партии, государство, сосредотачивал внимание на изучении юридические норм и правовых аспектах функционирования коллективных институтов. Он утверждал, что экономические категории, институты, прежде всего, проявляются через юридические отношения. Сами рыночные отношения могут быть «честными» и «нечестными». Сделать рыночные отношения честными возможно посредством разумного законодательства и правильного применения законов.

Один из центральных пунктов концепции Д. Коммонса – теория сделок. Категория «сделка» рассматривается им в качестве основной формы экономического поведения. Д. Коммонс назвал сделку «уравнением экономического поведения». Д. Коммонс выделял рыночные сделки (обычные акты купли-продажи), административные (отношения между руководителями и подчиненными, включая отношения найма), распределительные (решения корпораций об установлении цен, регулирование цен правительством, государственный бюджет, налоговая система). Поскольку сделка – это, прежде всего, юридический акт, то суды, принимая участие в сделках, могут регулировать экономическую деятельность.

Д. Коммонс признавал наличие в рыночной экономике социальных противоречий, отмечая, что в капиталистическом обществе имеют место противоречия между трудом и капиталом, покупателями и продавцами, заемщиками и кредиторами, и даже между различными группами налогоплательщиков. Д. Коммонс рассматривал конфликт как нормальное явление, как результат взаимодействия различных социальных групп внутри общественного организма и видел в нем средство обеспечения общественного прогресса, необходимый фактор социальной эволюции, средство создания «разумно организованного капитализма».

Он считал, что реформирование общества – это целенаправленные действия с опорой на коллективные институты. Д. Коммонс заметил, что именно при капитализме с особой силой выявляется коллективная природа человеческих действий, образуются коллективные институты (прежде всего профсоюзы и союзы предпринимателей), которые и осуществляют контроль над действиями индивидов, создают условия для установления разумных соглашений между различными общественными группами и примиряют их противоречивые интересы. Примирение интересов или «установление мира в промышленности» – это заключение коллективных договоров. При этом виде сделок профсоюзы и крупные корпорации должны выступать равными по силе сторонами. На уровне всего общества, по мысли Коммонса, такого примирения интересов можно достигнуть через систему пропорционального представительства и создание коалиционных правительств.

Несмотря на утопичность некоторых идей Коммонса, например, идеи о том, что с помощью судебной системы можно устранить большинство противоречий рыночной системы, многие элементы его учения были положены в основу теории «государства всеобщего благосостояния», принятого на вооружение в 50–60-е гг. ХХ в. правительствами Дж. Кеннеди, Л. Джонсона и Ф. Рузвельта.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить