Экономическая библиотека онлайн

Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка

Согласно концепции австрийской школы, капитал как производный фактор производства является продуктом первичных факторов – земли и труда. Поэтому в долгосрочном периоде ценность капитальных благ должна быть полностью вменена первичным факторам, т. е. войти в заработную плату и ренту. Однако в реальной жизни существует положительная норма процента, и это явление потребовало специального объяснения.

В работе «Капитал и прибыль» (1879) Е. Бем-Баверк объяснил процент, используя общий для австрийской школы принцип убывающей предельной полезности и концепцию альтернативных затрат.

Прежде всего заметим, что Бем-Баверк отождествил прибыль и процент на капитал. Логика здесь следующая. Прибыль есть доход минус издержки. Но что именно входит в издержки? Если предприниматель сам работает как управляющий, то он экономит на зарплате менеджера. Субъективно он готов включить соответствующую сумму в прибыль, но на самом деле это альтернативные издержки. Аналогично, поскольку он не платит за аренду собственного помещения, то субъективно величину платы он включает в прибыль, хотя это тоже альтернативные издержки. Если полностью учесть величину всех альтернативных издержек, то в остатке получим процент на капитал (тот процент, который можно было бы получить, если бы капитал был обращен в деньги и отдан взаймы). Из этого рассуждения Бем-Баверк делает вывод, что прибыль на капитал по своей природе является процентом.

Процент, по Бем-Баверку, возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. Блага настоящие оцениваются выше благ будущих. Поэтому теорию процента Бем-Баверка называют психологической. Бем-Баверк называет три причины недооценки будущих благ:

  • «Оптимизм» – заключается в том, что хозяйственные субъекты склонны ожидать, что в будущем ресурсы будут менее редки, чем в настоящем. Следовательно, одна единица в будущем будет оцениваться ниже, чем сегодня.
  • «Близорукость» – люди склонны недооценивать свои будущие потребности. Бем-Баверк объяснял это недостатком воображения, слабостью воли и неопределенностью будущего, под которой понималась скоротечность человеческой жизни.

Обратим внимание, что первые две причины («оптимизм» и «близорукость») носят чисто психологический, субъективный характер. Они обусловливают то, что настоящие потребительские блага ценятся выше аналогичных будущих, и поэтому, чтобы обменять последние на первые, нужно доплатить некоторую премию (так называемое «ажио»). Третья причина, напротив, носит технический, объективный характер.

  • Производительность «окольных методов производства» или так называемое «техническое превосходство настоящих благ над будущими». (Классический пример с рыбной ловлей.) Человек может ловить рыбу без всяких капитальных благ, голыми руками (т. е. используя только фактор «труд»). Затратив некоторое время на изготовление капитального блага в виде удочки, он сможет значительно повысить производительность своего занятия. Наконец, еще более удлинив процесс производства и сплетя сеть, он достигнет еще лучшего результата. Иначе говоря, использование капитала ведет к возрастанию окольности и длительности процесса производства, а оно, в свою очередь, повышает результативность этого процесса. Возрастание окольности производительно, потому что предполагает применение большей массы капитала относительно единицы труда. Таким образом, капитальные блага, которые можно употребить уже сегодня, к определенному моменту в будущем станут более производительны, чем те, которые можно будет употребить лишь тогда .

Но для того чтобы дождаться плодов окольных процессов, собственники факторов производства должны приобрести средства существования (настоящие блага), расплатившись позднее с процентом за счет будущих благ, произведенных с помощью более производительных методов.

Рабочий – владелец будущих благ, т. к. создаваемый им продукт появляется лишь спустя определенный период времени (этот период растет по мере технологического совершенствования производства). Предприниматель же дает ему настоящие блага в виде заработной платы, которую можно потреблять немедленно. Различие между этими благами, первоначально незначительное, растет со временем и образует в итоге процент.

Процент возникает, таким образом, потому, что отсутствие у рабочих финансовых резервов вынуждает их платить надбавку за товары, покупаемые именно сейчас. При этом они получают все текущую ценность будущих результатов своего труда.

Следовательно, процент ведет к распределению получаемых доходов во времени, распределяет ресурсы между текущим и будущим потреблением.

Идеи австрийской школы, несмотря на нерешенность ряда проблем, заложили фундамент маржинализма, противопоставив теории стоимости классической школы теорию предельной полезности.

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора