Экономическая библиотека онлайн

Неоклассический синтез

«Неоклассический синтез» стал следующим этапом в развитии кейнсианского течения. В рамках этой теоретической системы была предпринята попытка соединения основных положений кейнсианства с подходом неоклассической школы. Дело в том, что каждый из подходов имел свои сильные и слабые стороны. Неоклассическая система была логически связана и детально разработана, но в нее плохо вписывались такие характерные для рыночной экономики явления, как кризисы и безработица. Дать удовлетворительное объяснение причин экономической нестабильности и, тем более, разработать практическую программу борьбы с ней неоклассики, оставаясь в рамках своего подхода, не могли. Кейнсианская теория, наоборот, содержала анализ факторов, выводящих экономику из состояния равновесия и предлагала конкретную программу действий; однако несмотря на название,ю данное ей автором («Общая теория занятости, процента и денег»), действительно всеохватывающей теоретической системы в ней не было.

Поэтому уже вскоре после выхода в свет «Общей теории занятости, процента и денег» Кейнса стали предприниматься попытки создания действительно общей теории, в которую кейнсианство и неоклассика вошли бы на правах частных случаев. У истоков создания «неоклассического синтеза» (или правильнее – кейнсианско-неоклассического) стояли Дж. Хикс, Э. Хансен, П. Самуэльсон, Л. Клейн, Р. Солоу, Дж. Тобин и другие выдающиеся экономисты.

Основатели «неоклассического синтеза» исходили из того, что перед интеграцией с неоклассикой оригинальная теория Кейнса, т. е. концепция, изложенная в его основной работе, должна быть существенно переработана. Для этого были, по крайней мере, две причины. Прежде всего, после войны произошло изменение условий функционирования капиталистической экономики. Эти изменения выразились в экономическом подъеме, который переносил акцент с проблем спроса (основных в «Общей теории занятости, процента и денег», написанной по горячим следам Великой депрессии 1929–1933 гг.) на проблемы накопления. Кроме того, поскольку подъем сопровождался инфляцией и носил нестабильный характер, возникала необходимость в более общей концепции регулирования, пригодной не только для условий спада, но и роста.

Другая причина необходимости переработки «Общей теории занятости, процента и денег» состояла в том, что основное произведение Кейнса принадлежало к тому разряду работ, которые в силу своей сложности и противоречивости допускают возможность самых различных, подчас взаимоисключающих, интерпретаций.

Поэтому в процессе работы над концепцией «неоклассического синтеза» одни направления исследования Кейнса (в первую очередь те, что связаны с ролью неопределенности) были отброшены как малозначимые и затемняющие основную линию анализа; другие получили развитие. В результате сложилась специфическая версия теории Кейнса, которую сегодня называют по-разному: неокейнсианством, ортодоксальным кейнсианством либо «хиксианским» кейнсианством. Именно в такой интерпретации кейнсианство и вошло в «неоклассический синтез».

В современной литературе сложный и зачастую противоречивый процесс формирования «синтеза» представляют следующим образом.

Начало «синтезу» положило создание так называемой упрощенной, или урезанной, модели Кейнса. Чаще всего ее связывают с именем П. Самуэльсона, который изложил ее в известном учебнике «Экономика» (1948). В соответствии с неоклассической традицией и вопреки устремлению самого Кейнса модель восстанавливает дихотомию между денежным и реальным секторами экономики, сосредоточивая внимание на последнем. Пожертвовав анализом финансовой сферы, упрощенная модель смогла четко и ясно изложить принцип определения национального дохода, который ортодоксальные кейнсианцы считают сердцевиной концепции Кейнса.

Затем в модель были введены денежные параметры. Аналитический аппарат для этой операции еще в 1937 г. предложил Дж. Хикс в своей знаменитой статье «Мистер Кейнс и «классики»: предлагаемая интерпретация», а позже усовершенствовал и с успехом использовал Э. Хансен (схема «доходов-расходов» Хикса – Хансена). Эта модель представляет теорию Кейнса в качестве частного случая концепции общего равновесия и считается поэтому самой сутью «неоклассического синтеза».

На завершающем этапе было показано, в силу каких причин (особых случаев) автоматическое достижение полной занятости оказывается невозможным; и, следовательно, почему капиталистическая экономика нуждается в кейнсианской доктрине регулирования.

Остановимся на каждом из трех теоретических блоков «неоклассического синтеза».

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора