Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск

Ю.Т. Ахвледиани - СТРАХОВАНИЕ

к содержанию

 

5.4. Расходы на ведение дела как элемент тарифной политики

 

Тарифная политика страховой организации представляет собой комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других методов, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам страхования, которые обеспечивают доступность тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций страховщика.

Основными принципами тарифной политики являются:

•соблюдение эквивалентности экономических отношений между страховщиком и страхователем за тарифный период;

•соответствие размеров страховых тарифов уровню платежеспособности потенциальных страхователей при одновременном обеспечении рентабельности страховых операций;

•обеспечение стабильности страховых тарифов по видам страхования;

•обеспечение гибкости в установлении конкретных размеров страховых тарифов при заключении договоров страхования с учетом рисковых обстоятельств.

При исчислении тарифной ставки к нетто-премии делаются соответствующие надбавки. Главная статья этих надбавок — расходы на ведение дела. Сюда включаются расходы, связанные с заключением и обслуживанием договора страхования. Поскольку на величину расходов на ведение дела оказывают влияние множество факторов, сложно дать общие рекомендации по нормированию этих расходов. Вместе с тем, расходы страховщика на ведение дела имеют свои специфические особенности, и их следует учитывать при калькуляции тарифной ставки. С учетом этих особенностей формируются соответствующие группировки, которые принимаются во внимание при составлении страховых тарифов.

В страховой практике принято различать расходы на ведение дела внутренней службы и внешней сети страховой организации. В экономической литературе встречаются различные классификации этих расходов. Наиболее общими являются группировки на постоянные и переменные, зависимые и независимые, общие и частные расходы по ведению дела страховщика.

Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельный вид страхования. Постоянные расходы должны быть отнесены на весь портфель заключенных договоров страхования.

Понятия постоянных и переменных расходов используются в актуарных расчетах по договорам страхования, имеющим срок действия более одного года.

Относительно постоянные расходы не подвержены колебаниям в страховой деятельности, т.е. не зависят от степени занятости персонала в данной страховой организации. Переменные расходы увеличиваются или уменьшаются пропорционально степени занятости персонала в данной страховой организации.

Величина относительно постоянных расходов связана с квалификацией работников страховой компании. Это заставляет страховщика стремиться к постоянному повышению квалификации аппарата своих служащих и страховых агентов.

Удельный вес относительно постоянных расходов на ведение дела сравнительно мал. Большее место в деятельности страховой организации занимают непостоянные расходы.

Расходы на ведение дела могут быть связанными и не связанными с изменением страховой суммы. Некоторые расходы на ведение дела одновременно носят характер зависимых и независимых. Эти расходы нормируются в промиле от страховой суммы, среднесписочного состава страхователей. По некоторым видам страховая премия начисляется в промиле от страховой суммы. Следовательно, брутто-премия пропорциональна страховой сумме.

При составлении страхового тарифа следует учитывать, что страховыми взносами необходимо покрывать не только страховые суммы и возмещения, но и расходы на содержание страховой организации. В связи с этим расходы на ведение дела можно классифицировать как организационные, аквизиционные, ликвидационные, управленческие и связанные с инкассацией платежей.

Организационные расходы связаны с учреждением страхового общества. Они относятся к активам страховщика, так как являются инвестициями.

Аквизиционные расходы — производственные расходы страхового общества, связанные с привлечением новых страхователей и заключением новых страховых договоров при посредничестве страховых агентов.

Инкассационные расходы — расходы, связанные с обслуживанием налично-денежного оборота поступления страховых платежей. Это расходы на изготовление бланков квитанций о приеме страховых платежей и учетных регистров (книг, ведомостей, справок и т.п.).

Ликвидационные расходы — расходы по ликвидации ущерба, причиненного страховым случаем. К ним относятся расходы на оплату труда ликвидаторам (лицам, занимающимся ликвидацией ущерба), понятым, судебные издержки, почтово-телеграфные расходы и расходы по выплате страхового возмещения.

Управленческие расходы могут быть подразделены на общие расходы управления и расходы по управлению имуществом. Управленческие расходы непропорциональны собранным страховым платежам. Большая часть их зависит от уровня занятости в страховой организации.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить