Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск

Ю.Т. Ахвледиани - СТРАХОВАНИЕ

к содержанию

 

Глава 6. Имущественное страхование
6.1. История развития имущественного страхования

 

Возникновение имущественного страхования относится к глубокой древности. Поскольку деятельность людей подвержена опасностям, возникала необходимость в принятии мер, способных предотвратить опасность, а также ликвидировать и возместить ущерб, причиненный неблагоприятными событиями. Как показывает история, становлением страхования в России принято считать первую половину XIX в., хотя в последней четверти XVIII в. появились первые страховые общества. При этом, в отличие от морских держав — Великобритании, Голландии, Италии, Франции, Испании, в которых развитие страхования начиналось с морского страхования судов и грузов, в России главной отраслью было страхование от огня. Почти до конца XVIII в. потребность в страховании в России удовлетворялась за счет иностранных страховщиков, что влекло за собой большой отток золотых запасов из страны. В 1786 г. императорским указом была организована страховая экспедиция при Государственном банке, которая стала «принимать на страх» строения и другое имущество от огня. В 1827 г. было создано «Первое Российское от огня страховое общество», а в 1835 г. — «Общество застра- хования капиталов и доходов» и «Второе Российское страховое от огня общество».

В 1864 г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании. Руководство страхованием осуществляли губернские земские управы, проводившие в основном страхование строений от огня в обязательной (окладной) и добровольной формах. В 1867 г. этим видом страхования занималось 19 губерний, а в 1876 г. — 34 губернии. Страхование находилось в ведении губернского собрания, которое устанавливало размеры страховых платежей и тарифов, определяло пределы страховых сумм, утверждало инструкции по страхованию, распоряжалось страховыми средствами.

В 1903 г. был образован «Российский взаимный страховой союз», который представлял собой частное страховое общество промышленников центральных губерний России. К 1913 г. число пайщиков Союза превысило 370 членов, а активы составили 5,2 млн руб. Таким образом, к началу XX в. в России сформировался страховой рынок, который стал составной частью финансовомонополистического капитала.

Послереволюционное развитие страхового законодательства было привязано к национализации страхового дела, объявленной декретом Совнаркома в 1918 г., и установленной впоследствии государственной монополией на проведение страхования. Согласно декрету Совнаркома от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховое дело было объявлено государственной монополией по всем видам. Сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. Кроме того, утвержденное ЦИК и СНК от 18 сентября 1925 г. Положение о государственном страховании в СССР закрепило страхование государственной монополией СССР. Государство фактически пыталось использовать систему страхования в качестве важного источника финансовых ресурсов.

Становление страхового рынка в новой России началось после подписания 6 октября 1921 г. декрета Совнаркома «О государственном имущественном страховании». В декрете подчеркивалась необходимость «организовать во всех местностях государственное имущественное страхование частных хозяйств от стихийных бедствий: пожаров, падежа скота, градобития растительных культур, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта». Кооперативным организациям взамен государственного страхования разрешалось осуществлять страхование имущества с обязательным перестрахованием в государственной страховой организации. Государственное страхование возлагалось на учреждаемое в составе Народного комиссариата Главное управление государственного страхования, а на местах — на страховые подотделы при финансовых отделах местных исполкомов под руководством и контролем Госстраха. Разработку правил, положений и тарифов, регулирующих деятельность органов государственного страхования, осуществлял Народный комиссариат финансов. Согласно Положению о государственном страховании Союза ССР от 18 сентября 1925 г. система органов государственного страхования была строго централизована по всей стране. Страховые органы в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах и районах, обладая определенной хозяйственной самостоятельностью, тем не менее находились в подчинении вышестоящих страховых учреждений. В соответствии с этим положением все средства Госстраха объявлялись едиными для всего Союза ССР.

В 1929 г. в соответствии с принятым постановлением ЦИК и СНК СССР «Об обязательном страховании имущества обобществленного сектора народного хозяйства» обязательному страхованию подлежало имущество государственных предприятий и организаций, состоящих на хозяйственном расчете, имущество акционерных обществ без участия иностранного капитала, имущество профессиональных и общественных организаций, а также государственное имущество, сданное в аренду и на комиссию частным лицам и организациям. В 1931 г. обязательное и добровольное страхование имущества было отменено для основной части предприятий государственной промышленности. Обязательное страхование сохранилось только для предприятий местной промышленности, не имеющих финансовых гарантий со стороны органов местной власти.

К сокращению страховых операций в сфере страхования государственного имущества привела налоговая реформа 1930—1931 гг., что повлекло за собой изменение государственной страховой политики.

Существенным достижением стало принятие Закона «Об обязательном окладном страховании» от 4 апреля 1940 г. Принципы, заложенные в законе, в частности, страхование строений, принадлежащих гражданам, по страховой оценке в размере их полной стоимости составляют основу страхования имущества граждан.

Сложившиеся политические и экономические отношения СССР с рядом стран требовали развития иностранного страхования. В связи с этим было создано Управление иностранного страхования СССР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 ноября 1947 г. на базе Управления иностранных операций (УИНО) Госстраха СССР. Согласно этому постановлению Ингосстраху передавались все принадлежащие Госстраху акции, активы и пассивы страховых организаций и представительств за границей, представительств в СССР, занимающихся операциями УИНО. Статус самостоятельного юридического лица, действующего на началах хозяйственного расчета, Ингосстрах приобрел в соответствии с «Положением об Управлении иностранного страхования в СССР» от 2 июня 1948 г. Образование Ингосстраха несомненно способствовало не только развитию страхования внешнеэкономических связей, но и усилению всех видов страхования, в том числе имущественного страхования.

В систему обязательного имущественного страхования были внесены изменения в 50-х гг. Так, с 1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных предприятий и организаций, состоящих на местном бюджете. В 1968 г. расширился объем имущественного страхования в связи с введением обязательного страхования посевов на случай неурожая, стихийных бедствий. Периодом возрождения добровольного государственного страхования имущества государственных предприятий считается конец 80-х гг. Он связан с переходом на принципы самоокупаемости и полного хозяйственного расчета предприятий.

В 1981 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам». В соответствии с этим указом обязательному страхованию подлежали находящиеся в личной собственности граждан строения — жилые дома, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки, а также животные.

Закон «О кооперации», принятый Верховным Советом СССР

26мая 1988 г., положил начало демонополизации страхования. Согласно этому закону кооперативам разрешалось страховать имущественные интересы не только в органах государственного страхования. Можно было создавать кооперативные страховые учреждения с конкретными условиями и видами страхования.

Важную роль в ускорении создания негосударственных страховых обществ сыграло принятие Советом Министров постановления «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. В постановлении указывалось, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут осуществлять различные виды страхования.

В связи с распадом СССР на базе Правления Госстраха в 1992 г. был создан Росгосстрах. Государственные и муниципальные страховые организации получили право на преобразование в акционерные общества закрытого и открытого типа и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью.

Знаменательной вехой в истории российского страхового законодательства является принятие Закона Российской Федерации от

27ноября 1992 г. № 4015-1 «О страховании». Он впервые создал необходимую юридическую основу страховой деятельности в Российской Федерации, установил условия, благоприятствующие широкому развитию страхового рынка. В соответствии с дополнениями и внесенными изменениями согласно ФЗ от 31 декабря 1997 г. закон изменен в названии под редакцией «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В законе отражены важнейшие положения, регулирующие страховые правоотношения, даны основные понятия страхования, сформулированы принципы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, раскрыты аспекты государственного регулирования и лицензирования страховой деятельности.

В целях эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей и страховщиков, а также соблюдения требований законодательства государственный контроль за страховой деятельностью в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

На повышение методов эффективности государственного регулирования страховой деятельности, проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг оказывает влияние создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц с целью реальной компенсации убытков, причиненных в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий, катастроф и негативных социальных обстоятельств.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить