Ю.Т. Ахвледиани - СТРАХОВАНИЕ

к содержанию

 

6.12. Страхование космических рисков

 

В качестве особой сферы авиационного страхования следует выделить страхование космических рисков. Это страхование представляет относительно новую сферу страхового бизнеса. Страхование космических проектов и программ — одна из непрерывно и динамично развивающихся отраслей в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники и расширением использования космического пространства областей страхового бизнеса, связанная с высокотехнологичными и высокорисковыми аспектами космической технологии.

В связи с развитием коммерческой космической деятельности роль страхового обеспечения реализации многочисленных космических проектов и программ возрастает в силу значительных финансовых затрат, направляемых на их реализацию. В рамках осуществления крупных космических проектов страхование представляет собой средство защиты прогнозируемых или предусмотренных капиталовложений путем предотвращения финансовых потерь, которые могли бы иметь место вследствие возникновения случайных факторов, выраженное в фиксированной, заранее известной сумме, которая может быть включена в затраты на реализацию космических проектов.

Как и в других областях страховой деятельности, в этой сфере существует много возможностей обеспечить страховую защиту участников рынка космических услуг, включая как традиционные (страхование рисков, связанных с производственной деятельностью предприятий космической промышленности, транспортировкой изделий ракетно-космической техники, компенсациями убытков разнообразного характера и др.), так и специфические виды страховых услуг (страхование процессов выведения космических аппаратов на рабочую орбиту и их эксплуатации).

В основном осуществляется страхование коммерческих космических аппаратов, которые по функциональному назначению подразделяются на космические аппараты связи, дистанционного зондирования Земли, метеорологические и научные. Большую часть страхуемых космических аппаратов составляют спутники связи, метеорологические аппараты и аппараты дистанционного зондирования Земли.

Объем и структура страхового покрытия по страхованию космических объектов изменяются в соответствии с уровнем развития техники, требованиями страхователей. Страхование космических рисков осуществляется согласно четырем этапам так называемого «жизненного цикла» космических объектов: производство; подготовка к пуску; пуск; эксплуатация на орбите.

Страхование космической деятельности — это комплексная отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих при осуществлении космической программы в период времени от начала проектирования ракет и спутников до окончания их функционирования на орбите.

В качестве объектов страхования космической техники выделяют:

•спутники (автоматические космические аппараты всех назначений);

•ракеты-носители;

•пилотируемые космические корабли;

•орбитальные станции и др.

Страховое покрытие распространяется также на наземные инженерные сооружения, предназначенные для доставки космических объектов на космодромы, запусков и выведения ракетно-космических аппаратов на орбиту и управления полетами. К ним относятся:

•средства доставки ракет, спутников и других объектов на космодром; инженерные сооружения, включая стартовые комплексы;

•установки, предназначенные для проверки на космодроме всех элементов ракетно-космических комплексов, их сборки и подготовки к запуску;

•центр управления искусственными спутниками Земли и др.

Осуществляется также страхование жизни и здоровья космонавтов, участвующих в программах, и персонала, обслуживающего космические комплексы. Защите подлежит гражданская ответственность за ущербы, которые могут быть нанесены имущественным интересам третьих лиц и объектам окружающей среды.

В комплексе космических рисков рассматриваются косвенные финансовые ущербы (финансовые риски), возникающие из-за технических неисправностей элементов космических объектов, а также политические риски, которые могут повлечь задержки в реализации космической программы, а иногда и ее отмену.

Обычно страхование космических рисков охватывает несколько этапов космической программы: предпусковое страхование, страхование пуска; страхование на орбите.

Предпусковое страхование. Оно включает все риски по страхованию имущественного ущерба, касающегося спутников и их ракет- носителей в предстартовой стадии, т.е. во время транспортировки из помещений производителя на стартовую площадку, а также во время установки, сборки и подготовки к запуску. Договором страхования предусматривается ответственность страховщика при перевозке, хранении, сборке спутников и их ракет-носителей, и, как правило, устанавливаются различные страховые суммы и соответственно страховые взносы.

Страхование пуска. Пусковое страхование обычно предполагает покрытие всех рисков, приведших к имущественному ущербу и повреждениям во время запуска и до момента, когда спутник достигнет своей заданной конечной орбиты, включая доэксплуатацион- ные испытания и начальный период эксплуатации. Размер страхового возмещения, которое должно быть выплачено в случае гибели спутника, согласовывается заранее (согласованная стоимость). Страховая сумма зависит от стоимости замененного пуска, т.е. в основном от стоимости доставки замененных металлических конструкций (ракеты-носителя, спутника и вспомогательного оборудования) и всех других расходов, включая обслуживание пуска. Гибель считается полной в случае полного физического разрушения спутника или его непригодности к эксплуатации на согласованной орбите после запуска.

В связи с возможностью возникновения различных частных повреждений страховой полис содержит также формулировку убытка, которая может быть использована при установлении соответствующего процента согласованной стоимости ущерба, например, вследствие уменьшения оставшегося топлива, недостаточного обеспечения энергией, аварий с ретрансляторами и т.д. Если частичный убыток настолько серьезен, что спутник больше не удовлетворяет эксплуатационным требованиям страхователя, то должен быть произведен запуск другого спутника (замененного). В данном случае частичный убыток приравнивается к полной конструктивной гибели объекта, что должно быть четко зафиксировано в условиях полиса.

Страхование на орбите. Страхование на орбите включает покрытие от всех рисков при общей и частичной гибели объекта на стадии эксплуатации. Страховая сумма по такому полису в начале срока службы спутника основывается на его восстановительной стоимости, т.е. она покрывает общую стоимость запуска замененного спутника. Как и в случае страхования объекта при его запуске, полная гибель объекта на орбите имеет место, если спутник становится полностью непригодным. Частичный убыток или полная конструктивная гибель космического объекта происходит тогда, когда соответственно сокращается мощность или срок его службы.

Точная оценка критериев, определяющих страховой убыток, — одно из важных условий страхового полиса. В полисе должны быть отражены точные данные и допустимые отклонения по всем важным параметрам с подробным описанием сведений относительно нахождения и эксплуатации объекта на орбите, топливного запаса и обеспечение его энергией. Правильная оценка указанных отклонений необходима для определения размера соответствующего страхового платежа. При этом страховщик должен обладать специальными знаниями в области космической техники.

Для расчета частичных убытков, связанных с эксплуатацией космического аппарата, используют следующие критерии:

•продолжительность эксплуатации;

•функциональные способности космического аппарата;

•мощность источников энергоснабжения.

Наиболее важным критерием для оценки риска является надежность спутника. Должны быть тщательно изучены технические условия спутника на базе данных, полученных в результате эксплуатации, и оценки всех неисправностей, даже если они носили временный характер.

Под надежностью спутниковой системы и ракеты-носителя понимается совокупность свойств их составных компонентов, обеспечивающих:

•нахождение ракеты-носителя со спутником на стартовом комплексе в течение необходимого времени;

•подготовку и запуск в установленное время;

•выведение и функционирование спутника на заданной орбите с параметрами движения, не превышающими установленные пределы.

Мероприятия по обеспечению надежности базируются на следующих основных принципах:

•максимально возможное использование опыта предыдущих разработок;

•применение высоконадежных узлов и элементов;

•рациональное резервирование элементов и узлов;

•разработка конструктивно-технических решений по обеспечению надежности;

•экспериментальная обработка узлов, элементов и систем.

Страховщик должен изучить весь процесс проектирования, объем и методы экспериментальной отработки, применяемые изготовителем. Кроме того, для определения страховых взносов необходимо оценить опыт изготовления разработчиком подобных систем.

Так как моральный риск имеет очень большое значение, полисы страхования на орбите не выпускаются для всего назначенного срока службы на орбите, а только для определенных периодов времени.

Перед тем как возобновить полис, должны быть тщательно изучены и пересмотрены технические условия спутника на базе данных, полученных в результате эксплуатации, и точной оценки всех неисправностей, которые имели место в течение этого периода, даже если они носили временный характер или были исправлены.

Страхование гражданской ответственности подразумевает защиту имущественных интересов, обусловленных необходимостью возмещения ущерба, причиненного по вине следующих субъектов, отвечающих за проведение космической программы:

•государства, осуществляющего запуск космического объекта;

•владельца космического аппарата;

•организации, производящей запуск.

Несмотря на все принимаемые меры предосторожности, космические аппараты могут нанести ущерб другим государствам на земле и в воздушном пространстве. В этой связи разработаны международные правила для подсчета сумм адекватной компенсации и порядка их выплаты. В 1967 г. был заключен Договор о космосе, предназначенный для регулирования деятельности государств в сфере международного сотрудничества в изучении и использовании космического пространства. В 1972 г. была принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Согласно этим документам все государства, осуществившие запуск космических объектов, сохраняют над ними свою юрисдикцию и несут ответственность за причиненный ущерб.

Страна, осуществившая запуск, несет ответственность в случаях вины при нанесении повреждений иностранному объекту в космическом пространстве, а также лицам и имуществу, находившимся на борту этого объекта. При этом ответственность распространяется только на ошибки юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией этого государства, и не распространяется на ущербы, нанесенные гражданам страны запуска либо участвовавшим в запуске иностранцам.

Совместная ответственность стран запуска распространяется на ущерб, причиненный третьей стране на земле, либо ее самолету или другому летательному аппарату, либо иностранному космическому объекту. Если ущерб причинен в космическом пространстве, ответственность каждой страны рассчитывается пропорционально степени ее вины в аварии или катастрофе либо делится поровну, если определить точную пропорцию не представляется возможным.

В фазах запуска и работы на орбите ущерб третьей стороне может быть нанесен по следующим причинам:

•падение космических аппаратов и их конструктивных элементов вне территории космодрома, повлекшее материальный ущерб объектам, расположенным на земле, и физическим лицам;

•столкновение в воздушном пространстве с самолетами и другими летательными аппаратами с нанесением ущерба этим объектам, а также имуществу и лицам на борту;

•столкновение с другими аппаратами в космическом пространстве;

•аварии, наносящие вред экономической обстановке, например, из-за взрыва ракеты-носителя с токсичными ингредиентами топлива.

Эти страховые случаи регулируются нормами международного и национальных законодательств с учетом принадлежности:

•территории, над (на) которой произошла авария или катастрофа;

•объекта в воздушном или космическом пространстве страны запуска либо другого государства.

В мировой практике применяют следующие основные виды страхового покрытия по страхованию космических рисков:

•страхование на время сборки и последующего испытания спутников, ракет-носителей и отдельных агрегатов;

•страхование на предпусковой стадии — охватывает этап от окончательной сборки до запуска, включая транспортировку космического аппарата от места хранения к месту запуска, время последующего хранения. Действие этой стадии прекращается с момента запуска двигателей для вывода аппарата на орбиту;

•страхование на стадии запуска — начинается с момента запуска двигателей до момента вывода на расчетную орбиту с последующей проверкой функционирования всех систем до передачи спутника в коммерческое использование;

•страхование на орбите — обеспечивает гарантию во время рабочей фазы функционирования спутника на орбите.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона РФ «О космической деятельности» ФЗ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) организации и граждане, которые используют космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и эксплуатация космической техники, производят обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц.

Организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность, могут производить добровольное страхование космической техники (рисков утраты, недостачи или повреждения космической техники).

Кроме того, ст. 30 Федерального закона РФ «О космической деятельности» предусмотрена ответственность за причинение вреда при осуществлении космической деятельности. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежит возмещению организацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда, в объеме и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

По договору космического страхования могут быть застрахованы наземные комплексы, к которым относятся:

•стартовые комплексы, предназначенные для проведения предстартовой подготовки и пуска ракет космического назначения;

•стендовые комплексы, предназначенные для проведения комплексных испытаний ракеты-носителя и ее составных частей;

•сооружения полигонного измерительного комплекса и комплекса измерений пристартового района;

•посадочные комплексы элементов, входящих в состав ракет космического назначения;

•технические комплексы, предназначенные для проверки элементов, сборки и подготовки ракет космического назначения к вывозу на стартовый комплекс;

•средства наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами.

В развитии страхования космических рисков играет роль Федеральная космическая программа России, которая является долгосрочным документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. Данная программа разрабатывается с учетом целей, задач и принципов космической деятельности, экономического положения в стране, состояния космической науки и промышленности, конъюнктуры мирового космического рынка.

Изучение зарубежного опыта по страхованию космических рисков, уровень и перспективы развития космической техники в России позволяют совершенствовать эффективность космического страхования, что гарантирует удовлетворение потребностей страхователей в страховой защите.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 

 

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить