Ю.Т. Ахвледиани - СТРАХОВАНИЕ

к содержанию

 

6.13. Страхование грузов

 

Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие повреждения или уничтожения (пропажи) груза, независимо от способа его транспортировки.

Сущность страхования грузов в том, что страховщик за страховую премию обязуется возместить страхователю убытки, которые могут возникнуть при транспортировке грузов от поставщика к покупателю вследствие оговоренных событий — страховых случаев, возникающих в результате реального проявления риска. Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая.

Риск, который несет страховщик при страховании транспортируемых грузов, чрезвычайно разнообразен. Он зависит от вида транспорта (морской, водный, авиационный, железнодорожный, автомобильный) и от показателей, характеризующих с технической стороны транспортное средство, таких, как: год выпуска, принадлежность, техническое состояние, снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность (тоннаж), а также от погодных и региональных условий, в которых он эксплуатируется, времени года и т.д.

Для определения степени риска страховщику необходимо иметь данные, характеризующие груз:

•вид груза: точное наименование, род упаковки, число мест или мера (масса, объем), сведения о внешнем виде, состоянии;

•особые свойства и естественные качества: легковоспламеняющийся, взрывоопасный или вообще опасный по своей природе;

•перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, номера и даты коносаментов;

•размещение (загрузка) в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом, насыпью, наливом, крепление и сепарация груза;

•маршрут следования: пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

•право на регресс (суброгацию) и др.

Ответственность страховщика перед страхователем ограничивается страховой суммой, определенной в договоре страхования. При страховании имущества, если договором не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать его действительную стоимость (страховую стоимость), каковой является стоимость имущества в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше стоимости груза, указанной в счете поставщика с включением расходов по перевозке, если не обусловлено иного.

В тех случаях, когда груз принят на страхование в определенной доле от полной стоимости, все объекты считаются застрахованными в том же проценте от их стоимости. При наступлении страхового случая страховщик обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Договором же может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой стоимости.

В случае, когда имущество застраховано лишь в части страховой стоимости, страхователь вправе осуществить дополнительное страхование, в том числе у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма не превышала страховую стоимость.

Условия заключения договора страхования грузов аналогичны существенным условиям в любом другом виде имущественного страхования.

При заключении договора страхования страховщику предоставлено право на оценку страхового риска. Страхователь предоставляет представителю страховщика (эксперту, аварийному комиссару, сюрвейеру) возможность ознакомиться с состоянием груза в период отправки, а также предъявляет необходимые документы, которые подтверждают его право на груз и характеризуют условия транспортировки, особенно риски, покрываемые страховой защитой.

Особенностью заключения договора страхования грузов является составление генерального полиса. В соответствии со ст. 941 ГК РФ «систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования — генерального полиса. Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, попадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения в установленный срок, а если он не предусмотрен, немедленно по их получении. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений возможность убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала. По требованию страхователя страховщик обязан выдавать страховые полисы по отдельным партиям имущества, попадающим под действие генерального полиса».

В одном страховом полисе о страховании грузов могут быть объединены различные объекты страхования: грузы, ожидаемая прибыль, комиссия, фрахт и транспортные расходы, связанные с перевозкой груза и его хранением.

Страхование может быть осуществлено на основании различных условий.

1.«С ответственностью за все риски» — возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:

•от повреждения или полной гибели всего или части груза по любой причине, кроме случаев, исключающих ответственность страховщика;

•убытки, расходы и взносы по общей аварии;

•все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

2.«С ответственностью за частную аварию» — возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:

•от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, извержения вулкана и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные или подвижные (плавучие) предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или тушения пожара;

•вследствие пропажи перевозочного средства вместе с грузом без вести;

•от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;

•убытки, расходы и взносы по общей аварии;

•все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

3.«Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» — возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки:

•от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, извержения вулкана и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные или подвижные (плавучие) предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или тушения пожара;

•вследствие пропажи перевозочного средства вместе с грузом без вести;

•от полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива;

•от повреждения груза вследствие крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или подвижные (плавучие) предметы (включая лед), посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне, самолете или ином перевозочном средстве;

•убытки, расходы и взносы по общей аварии;

•все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

4. «С ответственностью за риски хранения на складах в месте отправления, ожидания погрузки и в месте назначения после выгрузки» — возмещаются убытки от гибели, утраты или повреждения всего или части груза вследствие:

•противоправных действий третьих лиц (кража, ограбление, умышленное уничтожение или повреждение посредством поджога, подрыва, повреждения коммуникационных сетей склада и т.д.);

•пожара;

•взрыва;

•просадки грунта;

•подмочки или затопления грунтовыми водами, а также в результате аварии (неисправности) водопроводной, отопительной, канализационной системы;

•стихийных бедствий.

По соглашению страхователя со страховщиком выбирается конкретная форма страхового покрытия из четырех перечисленных в зависимости от вида застрахованных грузов и транспортировки.

Из страховой защиты при заключении договора страхования грузов могут быть исключены определенные риски.

Не подлежат возмещению убытки, происшедшие вследствие:

•всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, террористических актов, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;

•прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и расщепляемых материалов.

Страховая компания не имеет право страховать грузы, даже при наличии особого соглашения, в таких случаях, как:

•изначальное поврежденное (некачественное) состояние груза;

•ошибки конструкции, изготовления или материала застрахованного груза;

•недостача груза при целости наружной упаковки;

•несоответствие упаковки груза общепринятым стандартам упаковки;

•несоответствие погрузочно-разгрузочных работ, способов и качества транспортировки, если условиями перевозки предусмотрено иное;

•нарушение таможенных или прочих официальных норм, инструкций по отгрузке или предписаний перевозчика, а также нарушение судебного решения или его принудительного исполнения;

•естественное ухудшение качества груза (внутренняя порча, усадка, усушка, недовес, брожение и гниение, когда это постоянно имеет место в обстоятельствах обычной транспортировки без наступления застрахованного события).

По договорам страхования, заключенным на условиях «с ответственностью за частную аварию» и «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения», кроме того, не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

•наводнения и землетрясения;

•отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;

•обесценения груза из-за загрязнения или порчи тары при целости наружной упаковки;

•выбрасывания за борт или смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;

•кражи или недоставки груза.

Страховщик не несет ответственности перед страхователем за риски, по которым не произведено страхование. Поэтому страхователю важно уяснить, на каких условиях осуществлено страхование.

Основанием для выплаты страхового возмещения для страховщика являются заявление страхователя и составленный страховщиком или уполномоченным им лицом страховой акт (аварийный сертификат), в котором указывается:

•название объекта страхования;

•номер страхового полиса и дата его выдачи;

•дата и время возникновения (обнаружения) события;

•место происшествия (погрузочная площадка, транспортное средство, склад и т.д.);

•в какой период произошло событие (погрузка, разгрузка, перевозка, хранение);

•причина происшествия и подробное описание обстоятельств его наступления;

•подробное описание повреждений с указанием их степени и объема;

•имеется чья-либо вина или ответственность в наступлении происшествия;

•обеспечено ли право регресса к виновной стороне;

•предполагаемый способ ликвидации последствий происшествия (просушка, переупаковка, перегрузка и т.д.);

•каким образом (силами и средствами) предлагается произвести ликвидацию (уменьшение) ущерба;

•предполагаемый срок, необходимый для устранения последствий происшествия;

•предварительная оценка размера ущерба.

По требованию страховщика сообщить ему в письменном виде всю информацию, необходимую для суждения о размере и причинах повреждений или гибели застрахованного груза, должны быть представлены следующие документы:

•договор купли-продажи;

•счет-фактура;

•заказ на вид упаковки;

•фрахтовый ордер, заказ на перевозку (сопровождение) груза;

•таможенная декларация и таможенное извещение о размере пошлины (импорт, экспорт);

•передаточная ведомость;

•коносамент или транспортная накладная (экземпляр получателя с письменной оговоркой);

•акт осмотра;

•аварийный сертификат (если таковой составлен);

•заключение аварийного комиссара;

•калькуляция расходов по ремонту или предварительная смета расходов.

Представитель страховщика вправе приступить к осмотру пострадавшего груза, не дожидаясь извещения страхователя об ущербе. Страхователь не вправе препятствовать ему в этом.

Размер ущерба определяется страховщиком на основании данных осмотра и действительной стоимости пострадавшего груза, страховых и других документов, подтверждающих размер ущерба. Осмотр поврежденного груза проводит, как правило, аварийный комиссар (эксперт).

Аварийный комиссар не является стороной договора страхования и выступает в качестве независимого лица. При обращении к нему за услугой по осмотру застрахованных транспортных средств или грузов он дает только объективную картину случившегося, заполняя в аварийном сертификате все необходимые реквизиты, и производит расчет ущерба.

Право решать вопрос об уплате ущерба или отклонении его принадлежит исключительно страховой организации.

Обязанностью аварийного комиссара являются такие действия, чтобы страховщик и страхователь были удовлетворены полностью результатами ликвидации ущерба. При перечислении сведений, включаемых в аварийный сертификат, аварийный комиссар должен быть уверен, что:

•в него вносятся максимально достоверные данные и факты, подтверждаемые фактической информацией;

•проведение экспертизы было поручено компетентному независимому учреждению или лицу, не имевшим интереса ни в делах страхователя, ни в делах страховщика, благодаря чему экспертиза способствовала повышению уровня аварийного сертификата;

•правильно установлены причины ущерба и они могут попасть под ответственность, вытекающую из условий договора страхования (полиса), коносамента и т.п.;

•в нем содержатся все возможные детали транспортного средства или всей партии груза (маркировка, нумерация мест, описание груза и т.п.), даже если осмотрены не весь объект или не вся партия груза, а только их часть.

Аварийный сертификат должен содержать следующие сведения:

•наименование физического или юридического лица, обращающегося с просьбой к аварийному комиссару об осмотре транспортного средства или груза;

•наименование владельца транспортного средства или груза (грузоотправителя, грузополучателя);

•наименование и принадлежность транспортного средства, на котором перевозился груз;

•пункт (станция, порт) отправления и пункт (станция, порт) прибытия (назначения);

•условия эксплуатации (использования) транспортного средства или перевозки груза;

•перегрузки в пути следования груза и наименования транспортных средств, участвовавших в перевозке груза;

•дату нанесения ущерба транспортному средству или грузу (начало срока предъявления претензии к перевозчику);

•условия эксплуатации (использования) транспортного средства или доставки груза (обычная или вызванная особыми обстоятельствами);

•реквизиты коносамента и содержащиеся в нем оговорки;

•дату обращения за осмотром транспортного средства или груза;

•дату осмотра поврежденного транспортного средства или груза;

•место осмотра транспортного средства или груза;

•меры, принятые владельцем (водителем) транспортного средства или грузовладельцем к предохранению транспортного средства или груза от дальнейшей порчи или хищения;

•задержку в обращении за осмотром к аварийному комиссару;

•причины задержки с осмотром транспортного средства или груза аварийным комиссаром;

•задержки при выдаче аварийного сертификата;

•наружное состояние транспортного средства или груза после его доставки на место осмотра;

•род упаковки и ее соответствие роду груза;

•описание ущерба (характер ущерба, причины его и размер) и мнение аварийного комиссара об ответственном за ущерб;

•обеспечение страховщику права на регресс к виновнику нанесения ущерба.

При наличии признаков ущерба, нанесенного транспортному средству или грузу, страхователь обязан сделать соответствующее заявление возможному виновнику нанесения ущерба.

Аварийный комиссар, приступая к осмотру аварийного транспортного средства или груза, должен напомнить о необходимости предъявления претензий к возможному виновнику нанесения ущерба.

Осмотром аварийных грузов занимаются представитель перевозчика, аварийный комиссар и грузополучатель. Лица, участвующие в осмотре груза, согласовывают причины ущерба и его размеры и принимают меры по минимизации ущерба.

Страховое возмещение подлежит выплате после того, как полностью будут установлены причины и размер ущерба.

Страхователь (грузовладелец), в пользу которого произведено страхование, обязан предоставить страховщику все необходимые документы, подтверждающие причины и размер ущерба. Непредос- тавление таких документов дает право отказать в выплате возмещения в части ущерба, не подтвержденного такими документами.

В случае возникновения споров между сторонами о причинах и размерах ущерба каждая из сторон имеет право потребовать экспертизы. Экспертиза организуется за счет стороны, потребовавшей ее проведения. В случае, если результатами экспертизы будет установлено, что отказ страховщика в выплате возмещения был необоснованным, страховщик принимает на себя долю расходов по экспертизе, соответствующую соотношению суммы, в выплате которой было первоначально отказано, и суммы возмещения, выплаченной после проведения экспертизы.

Расходы на проведение экспертизы по случаям, признанным после ее проведения и не относящимся к страховым, возмещаются страхователем.

Страхование грузов позволяет наиболее полно защитить интересы отечественных грузовладельцев, создает необходимые и достаточные условия для эффективной внутренней и внешней торговли, обеспечивает стабильность экономических процессов, а также способствует решению возникающих экономических проблем.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 

 

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить