Ю.Т. Ахвледиани - СТРАХОВАНИЕ

к содержанию

 

13.7. Транспортное страхование грузов во внешнеэкономической деятельности

 

Во внешнеэкономической деятельности одним из важных видов страхования является транспортное страхование. Исторически сложилось следующее деление транспортного страхования: страхование «каско»; страхование «карго»; страхование ответственности перевозчика; страхование ответственности экспедитора за сохранность груза перед его владельцем.

Страхование «каско» применяется при страховании подвижного состава транспорта (судов, автомобилей, железнодорожных вагонов, самолетов и т.д.), участвующего в международных перевозках.

Страхование «карго» — транспортное страхование грузов — дает возможность участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять страховую защиту от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-продажи по внешнеторговому договору. Данный вид страхования весьма важен в развитии внешнеэкономических связей.

Объектами транспортного страхования грузов во внешнеэкономической деятельности могут быть:

•имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением грузами;

•убытки, возникающие вследствие утраты, недостачи или повреждения груза;

•транспортные и другие платежи, связанные с доставкой груза;

•ожидаемая прибыль.

Убытки, возникающие вследствие утраты, недостачи или повреждения груза, компенсируются путем страхования грузов. Сущность страхования грузов в том, что страховщик за страховую премию обязуется возместить страхователю убытки, которые могут возникнуть при транспортировке грузов от поставщика к покупателю вследствие оговоренных событий — страховых случаев, возникающих в результате реального проявления риска. Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая.

В торговых сделках груз считается застрахованным в сумме, заявленной владельцем, но не выше его стоимости, указанной в счете поставщика, с включением расходов по доставке и ожидаемой прибыли, если между сторонами не согласовано иное.

Страховой стоимостью является фактическая стоимость груза в месте его нахождения в момент заключения договора страхования, которая подтверждается документами, оформленными в соответствии с требованиями внешнеторгового контракта. Конкретный порядок исчисления размера страховой стоимости имеет свои особенности в различных странах и основан на действующем законодательстве и сложившейся практике.

В процессе страхования экспортно-импортных грузов и связанных с ними интересов участвуют не только страхователь и страховщик, но и бенефициар — лицо, которое имеет право на получение возмещения всего убытка или его части.

Договор страхования грузов составляется на основании заявления страхователя. В заявлении указываются следующие данные:

•наименование и юридический адрес страхователя;

•сведения о грузе — точное наименование, род упаковки, число мест, вес груза;

•особые качества груза (насыпной, наливной, взрывоопасный и т.д.);

•условия транспортировки — вид транспорта и способ перевозки, номера и даты перевозочных документов, пункты отправления, назначения и перегрузки, дату отправки, продолжительность перевозки;

•страховую стоимость груза;

•наличие и принадлежность охраны или сопровождения;

•дополнительные сведения о рисках.

По отдельным видам транспорта указываются:

•при морской перевозке — судовладелец, название, год постройки, класс, флаг и тоннаж судна;

•при железнодорожной перевозке — номера вагонов, открытых платформ или полувагонов;

•при автоперевозке — вид автотранспорта: тентовый фургон, жесткий фургон, контейнер и т.д.; марка и номер автомобиля (прицепа);

•застрахована ли ответственность перевозчика;

•наличие сертификатов о разрешении водителям осуществлять перевозки на указанных автотранспортных средствах;

•при воздушной перевозке — владелец и эксплуатант самолета, модель воздушного судна, номер борта.

При заключении договора транспортного страхования грузов страхователь обязан сообщить страховщику все известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска. Существенными признаются обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе (ст. 944 ГК РФ).

В связи с тем, что нет четких критериев определения степени значимости обстоятельств, то при транспортном страховании груза страховщик сам выделяет обстоятельства, которые, по его мнению, имеют особое значение для определения степени риска, и отражает это в стандартной форме заявления на страхование и правилах страхования. Страховщик вправе произвести осмотр груза, а при необходимости назначить экспертизу для определения страховой стоимости.

Если договор был заключен при отсутствии ответов страхователя на какие-либо вопросы, страховщик не может впоследствии требовать расторжения договора либо признания его недействительным на том основании, что соответствующие обстоятельства не были ему сообщены (ст. 944 ГК РФ).

Однако, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил заведомо ложные сведения, страховщик вправе требовать признания договора недействительным.

В заявлении страхователь должен подтвердить, что все сведения, изложенные в нем, являются достоверными и что он ознакомлен и согласен с правилами страхования грузов данной компании.

На основании заявления страхователя заключается договор страхования, который должен быть оформлен в письменной форме. Страховщик выдает письменное подтверждение заключения договора страхования — страховой полис (страховой сертификат).

Договор страхования может быть составлен путем разработки одного документа за подписями двух сторон, в котором излагаются конкретные, согласованные в процессе переговоров между страхователем и страховщиком условия, отличающиеся от стандартных правил компании. В этом случае в подтверждение заключения договора страхования на основании заявления также выписывается страховой полис, содержащий данные о транспортной операции и обязательную ссылку на номер и дату заключенного соглашения. Такая форма заключения соглашения может применяться как по отдельному контракту со специальными условиями или специфическим товаром, так и по долгосрочному или комбинированному страхованию для предоставления страхователю страхового обеспечения по большому количеству рисков и объектов.

Все дополнения и изменения условий договора страхования, согласованные между страхователем и страховщиком, оформляются в виде аддендумов (дополнений), которые являются неотъемлемой частью договора.

Договор страхования может быть заключен в виде разового полиса и генерального полиса. Разовый полис подтверждает заключение договора страхования по отдельному внешнеторговому контракту или отправке.

В страховом полисе транспортного страхования грузов могут быть объединены такие объекты страхования, как грузы, ожидаемая прибыль, фрахт и транспортные расходы, связанные с перевозкой груза и его хранением.

Под транспортными расходами понимаются затраты на доставку груза вплоть до его принятия получателем, а также другие платежи, связанные с перемещением груза, включая экспедиторскую и другие виды комиссий. Под ожидаемой прибылью понимается риск неполучения доходов, связанных с застрахованным грузом.

Для операций, проводимых в течение года или другого длительного периода по какому-либо контракту, могут выдаваться открытые полисы. Открытые полисы содержат условия страхования грузов, а также оговоренную заранее на все партии груза ставку премии, величина которой определяется путем оценки возможных в будущем убытков на основании представленной информации. Конкретные сведения о характере груза, способе его транспортировки, дате отправки и другая дополнительная информация представляются по форме, согласованной между страхователем и страховщиком.

Страховые премии (страховые взносы) являются основным источником формирования соответствующих фондов компаний, из которых выплачивается страховое возмещение страхователю или бенефициару. При определении их размера страховщик исходит из условий страхового покрытия, страховой суммы, а также страхового тарифа с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Страховая премия рассчитывается страховщиком исходя из конкретных условий договора страхования и транспортировки.

На размер страховой премии оказывают влияние следующие факторы:

•характер груза;

•вид транспорта и технические характеристики перевозочных средств;

•протяженность и направление перевозки;

•качество упаковки и ее соответствие характеру груза;

•способ перевозки;

•количество перегрузок в пути;

•сезонность (т.е. в зависимости от времени года, в которое осуществляется доставка груза).

С учетом определенных факторов (сезонность, способ перевозки и т.д.) к страховой премии могут быть установлены системы скидок и надбавок.

Оплата страховой премии может производиться либо в виде единовременного взноса, либо в рассрочку на согласованных условиях.

Если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то договором могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов. Например, если страховщик не получает от страхователя платеж к согласованной дате, он может установить штрафные санкции в виде начисления процента, оговоренного при заключении договора на причитающуюся ему сумму за весь период неуплаты.

Договор страхования вступает в силу в момент выплаты страховой премии или первого ее взноса, если иное не предусмотрено условиями договора (ст. 957 ГК РФ). Ответственность страховщика наступает с момента вступления договора страхования в силу.

Период страхового покрытия — обусловленный договором страхования отрезок времени, в течение которого страховщик обязан возмещать убытки по страховым случаям. Страховое покрытие по договору страхования грузов распространяется на стоимость грузов; транспортные расходы, ожидаемую прибыль, целесообразные расходы, которые предприняты страхователем для предотвращения или уменьшения ущерба при наступлении страхового случая.

Страховое покрытие зависит от вида транспорта и от того, перевозится груз собственным транспортом или перевозчиком. При использовании двух или более видов транспорта применяется комбинированное транспортное страхование грузов, обеспечивающее непрерывное страховое покрытие рисков до самого завершения доставки груза до получателя.

Период страхового покрытия по договору страхования должен совпадать с моментом распределения рисков за этот товар по контракту купли-продажи между продавцом и покупателем. В противном случае могут возникнуть неожиданные расхождения в определении бенефициара при наступлении страхового случая.

Страхователь обязан сообщить страховщику, как только это станет ему известно, обо всех существенных изменениях в риске. Например, о значительном замедлении отправки груза, об отклонении от обычного или обусловленного в договоре маршрута, о задержке рейса, об изменении пункта перегрузки, выгрузки, хранения или назначения груза, о перегрузке на другое транспортное средство, об изменении способа отправки и т.д.

При увеличении степени риска страховщик имеет право изменить условия страхования и потребовать выплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от выплаты дополнительной страховой премии, страховщик вправе потребовать расторжения договора в соответствии с гражданским законодательством (ст. 959 ГК РФ).

Поскольку вопрос о важности тех или иных изменений страхового риска может являться предметом разногласий между страхователем и страховщиком, целесообразно, чтобы перечень таких обстоятельств оговаривался в договоре страхования или правилах страхования грузов.

В Российской Федерации заключение договоров транспортного страхования грузов осуществляется в рамках законодательных норм, регламентирующих имущественное страхование, так как специальные нормы или законодательные акты, регулирующие интересы сторон при страховании грузов, в настоящее время не разработаны. Исключение составляет страхование грузов при морской перевозке, которое в РФ, так же как и в других морских державах, имеет сравнительно развитую законодательную базу.

Одним из основных источников регулирования взаимоотношений сторон при заключении и исполнении договора транспортного страхования являются Правила транспортного страхования грузов, которые разрабатываются страховой компанией на основе действующего законодательства. Правила представляют собой унифицированные условия договора страхования. В соответствии с гражданским законодательством «условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков» (ст. 943 ГК РФ).

Правила транспортного страхования грузов должны содержать:

•определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

•определение объектов страхования;

•перечень страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам;

•страховые тарифы;

•определение сроков страхования;

•порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

•взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

•порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

В зависимости от специфики грузов компанией могут быть разработаны особые правила страхования. Огромный опыт в проведении транспортного страхования грузов имеет «Ингосстрах», который занимается этим видом страхования с момента своего образования. Из всего многообразия страховых операций, проводимых «Ингосстрахом» в настоящее время, транспортное страхование грузов является доминирующим. В структуре страхового портфеля удельный вес транспортного страхования грузов составляет 17 %сх. «Ингосстрах» является членом Международного союза транспортного страхования.

«Ингосстрах» осуществляет страхование на основании собственных правил транспортного страхования грузов, включенных в список эквивалентов Международной торговой палатой. Наличие нескольких типов условий страхования грузов полностью удовлетворяют потребностям внешней и внутренней торговли.

Для разного рода специфических грузов (наливные, насыпные и т.д.) «Ингосстрахом» разработаны особые правила с учетом условий страхования, сложившиеся на иностранных рынках. Широко применяет «Ингосстрах» различные оговорки и дополнения, расширяющие или сужающие страховое покрытие. Страхователями являются крупные внешнеторговые организации, промышленные предприятия — производители экспортной продукции и потребители импортного оборудования и сырья, крупные торговые фирмы и банки.

Страховое акционерное общество «Ингосстрах» на основании правил транспортного страхования грузов принимает на страхование грузы, а также ожидаемую прибыль и комиссию, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой груза.

Правила являются неотъемлемой частью договора страхования и могут быть изменены или дополнены только по соглашению сторон в письменной форме.

Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий:

1.«С ответственностью за все риски». По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

•убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза;

•убытки, расходы и взносы по общей аварии;

•все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

2.«С ответственностью за частную аварию». По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

•убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или тушения пожара;

•убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

•убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

•убытки, расходы и взносы по общей аварии;

•все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

При перевозке грузов морским путем убытки от повреждения не возмещаются, если они не достигают 3% страховой суммы всего груза по одному коносаменту, а при нахождении груза в подвозных судах — страховой суммы груза по каждому такому судну. Это ограничение не применяется при наличии общей аварии, а также когда убыток произойдет вследствие крушения или столкновения судна с другим судном или со всяким неподвижным или плавучим предметом (включая лед), посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне.

3.«Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения».

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

•убытки от полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или для тушения пожара;

•убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

•убытки от полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

•убытки от повреждения груза вследствие крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или со всяким неподвижным или плавучим предметом (включая лед), посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве;

•убытки, расходы и взносы по общей аварии;

•все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Ответственность по договору транспортного страхования грузов начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в полисе, но не более 60 дней после выгрузки груза из морского судна в окончательном порту разгрузки.

Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

•всякого рода военных действий или мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;

•прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

•умысла или грубой небрежности страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

•влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;

•несоответствующей упаковки или укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

•недостачи груза при целости наружной упаковки;

•повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;

•замедления в доставке грузов и падения цен.

Не возмещаются также всякие другие косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

По договорам страхования, заключенным на условиях «с ответственностью за частную аварию» и «без ответственности за повреждения кроме случаев крушения», не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

•наводнения и землетрясения;

•отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;

•обесценения груза вследствие загрязнения или порчи тары при целости наружной упаковки;

•выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого на беспалубных судах;

•кражи или недоставки груза.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать следующие сведения:

•точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

•номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

•вид транспорта (при морской перевозке — название, год постройки, флаг и тоннаж судна);

•способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);

•пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

•дату отправки груза;

•страховую сумму груза;

•условия страхования.

В ходе действия договора страхователь обязан немедленно сообщить страховщику обо всех существенных изменениях в риске, как только ему стало о них известно. Например, о значительном замедлении отправки груза, об отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, о задержке рейса, об изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, о перегрузке на другое судно, об изменении способа отправки и т.д.

Изменения, происшедшие в риске после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительной премии. Если страхователь не согласен на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительной премии, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске.

Транспортное страхование грузов предусматривает порядок особых взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая.

Страхователь или его представитель обязаны принять все возможные меры к спасанию и сохранению поврежденного груза при наступлении страхового случая, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне и немедленно известить о случившемся страховщика или его представителей.

Страховщик или его представители имеют право участвовать в спасании и сохранении застрахованного груза, принимая или указывая нужные для этого меры. Вместе с тем эти действия еще не являются основанием для признания права страхователя на получение страхового возмещения.

Все расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений производятся страхователем. Те расходы, которые согласно условиям страхования подлежат возмещению, оплачиваются страховщиком при расчете с ним за убыток. В случае разногласий каждая из сторон может требовать, чтобы определение убытка было произведено экспертизой.

Страхователь должен представить документально доказательства по страховому случаю: интерес в застрахованном имуществе; наличие страхового случая; размер своей претензии по убытку.

Основными документами являются:

1.для доказательства интереса при страховании груза: коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозочные документы, фактуры и счета, из которых следует, что страхователь имеет право распоряжения грузами. При страховании фрахта: чартер- партии и коносаменты;

2.для доказательства наличия страхового случая: морской протест, выписка из судового журнала и другие официальные акты с указанием причины страхового случая. В случае пропажи судна без вести: достоверные свидетельства о времени выхода судна в путь из порта отправления, а также о неприбытии его к месту назначения в срок, установленный для признания судна пропавшим без вести;

3.для доказательства размера претензии по убытку:

-акты осмотра груза аварийным комиссаром;

-акты экспертизы, оценки и т. п.;

-документы, составленные согласно законам или обычаям того места, где определяется убыток;

-счета по убытку, а в случае требования о возмещении убытков, расходов и взносов по общей аварии — обоснованный документами расчет или диспаша.

Ущерб, компенсируемый по договору страхования грузов, определяется следующим образом:

•в случае гибели всего груза выплачивается полное страховое возмещение за вычетом стоимости спасения, если ее возмещение не было предусмотрено договором страхования;

•в случае гибели части груза размер страхового возмещения определяется долей страховой суммы пропорционально отношению стоимости погибшего груза к стоимости всего груза;

•в случаях, когда груз пропадает вместе с перевозочным средством, размер страхового возмещения рассчитывается аналогично случаю гибели всего груза. Перевозочные средства считаются пропавшими без вести, если со времени их запланированного прибытия прошло 60 суток (а для внутренних линий этот срок составляет 30 суток) и ко времени подачи искового требования о возмещении убытков никакой информации о них не получено. Время ожидания может быть увеличено до шести месяцев, если в регионе задержки груза имеют место военные действия, гражданская война, общественные беспорядки и иные события, которые могут быть причиной задержки информации.

Условия страхования могут содержать франшизу, которая устанавливается в виде определенного процента от стоимости застрахованного имущества или фиксированной суммы.

После выплаты страхового возмещения к страховщику в пределах выплаченных сумм переходят права, которые страхователь имеет по отношению к лицам, ответственным за причинение ущерба. Страхователь обязан передать страховщику все документы и предпринять все действия, необходимые для осуществления права требования к виновным лицам. Если страхователь откажется от таких прав или осуществление этих прав окажется невозможным по его вине, то страховщик освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение. Если же выплата возмещения уже произведена, то страхователь обязан возвратить страховщику выплаченную сумму.

Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь:

•сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;

•не известил страховщика о существенных изменениях в риске;

•не принял мер к спасению и сохранению груза и не известил о страховом случае страховщика или его представителя.

При заключении договора условия страхования могут соответствовать условиям оговорок Института лондонских страховщиков, которые предлагают общие правила страхования с соответствующими уточнениями, характеризующими особенности перевозки того или иного вида груза.

Правила Института лондонских страховщиков представляют собой распространенные в международной практике стандартные унифицированные условия страхования грузов, состоящие из отдельных оговорок, в которых указывается объем ответственности страховщика на время действия страхования, дается перечень рисков и т.д. Правила предусматривают три варианта страхования, именуемые как оговорки «А», «В» и «С». Страховое покрытие осуществляется в зависимости от выбранной оговорки и характера перевозки. Существуют два принципа формирования страхового покрытия в договоре страхования. Первый принцип построен на методе исключения, т.е. осуществляется страхование груза от всех рисков, за исключением некоторых перечисленных. Второй принцип построен на методе включения, т.е. груз считается застрахованным от тех рисков, которые перечислены.

Стандартные правила Института лондонских страховщиков включают следующие условия: «с ответственностью за все риски»; «с ответственностью за частную аварию»; «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Все три условия предусматривают возмещение убытков и затрат по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и уменьшению убытка.

Под аварией в морском праве понимаются убытки и расходы, причиненные происшествием морскому предприятию. Убытки, произошедшие от тех или иных причин во время морской перевозки, делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предприятия, соразмерно их стоимости, и частной аварии, которые не подпадают под признаки общей аварии.

Понятие общей аварии и принципы ее распределения изложены в гл. 16 Кодекса торгового мореплавания РФ. Общей аварией признаются такие убытки, которые являются прямым следствием намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Убытки по частной аварии несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение. Могут быть отнесены к убыткам по частной аварии убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания; убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса; убытки, причиненные работой двигателя, других машин или котлов судна, находившегося на плаву, и др.

Убытки общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Наличие общей аварии определяется диспашерами, которые также распределяют связанные с ней расходы. Расчет по распределению общей аварии называется диспашей и составляется диспашерами по заявлению заинтересованных лиц. Общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), участвующего в покрытии убытка по общей аварии, называется контрибуционным капиталом (стоимостью).

При составлении диспаш диспашеры могут руководствоваться обычаями торгового мореплавания, а также Йорк-Антверпенскими правилами, принятыми Ассоциацией международного права, отражающими принципы распределения убытков при общей аварии в международных перевозках.

При определении общей аварии осмотр судна и груза проводят сюрвейеры — представители страховых компаний. Оформление общей аварии проводит аварийный комиссар — уполномоченное физическое или юридическое лицо, которое занимается установлением причин, характера и размера убытка по застрахованным судам и грузам. Функции аварийного комиссара выполняют аджастеры. Аджастер — это физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем.

Страховщик несет ответственность за убытки в размере страховой суммы. Однако расходы по общей аварии возмещаются страховщиком независимо от того, что вместе с убытками, подлежащими возмещению, могут превысить страховую сумму. Страховой компанией возмещаются расходы, произведенные страхователем для:

•предотвращения или уменьшения убытков, если даже меры, принятые страхователем, оказались безуспешными;

•выяснения и установления размера убытков, подлежащих возмещению страховщиком;

•составления диспаши по общей аварии.

Если имущество застраховано от гибели, страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае:

•пропажи судна без вести;

•уничтожения судна и (или) груза, т. е. полной фактической гибели;

•экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;

•захвата судна или груза, если захват длится более шести месяцев.

Следует отметить, что грубая неосторожность и умысел со стороны страхователя является основанием для освобождения страховщика от ответственности в выплате страхового возмещения. Кроме того, при страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик не несет ответственности за убытки, если он докажет, что они причинены вследствие естественных свойств груза и ненадлежащей упаковки.

При страховании судна страховая компания освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки в случае:

•отправки судна в немореходном состоянии;

•ветхости судна;

•погрузки на судно без ведома страховщика взрывоопасных и самовозгорающихся предметов.

К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в размере уплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб (суброгация). При этом страхователь обязан передать страховщику все документы и доказательства, а также сообщить ему сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав.

Транспортное страхование создает необходимые и достаточные условия для эффективной внешнеэкономической деятельности, защищает интересы всех его участников.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить