Ю.Т. Ахвледиани - СТРАХОВАНИЕ

к содержанию

 

13.9. Страхование и внешнеторговый контракт

 

Страхование позволяет осуществить защиту от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-продажи по внешнеторговому контракту, и обеспечивает безопасность торговых сделок.

Внешнеторговые сделки являются основным видом операций по экспорту и импорту товаров и имеют ряд особенностей экономического и правового характера по сравнению со сделками, заключаемыми на внутренние поставки товаров. Международно-правовые нормы, регулирующие положение сторон внешнеторговой сделки, закрепляются в межгосударственных торговых договорах, соглашениях об экономическом сотрудничестве, международных актах и конвенциях. Так, при совершении внешнеторговых операций экспортерами и импортерами стран-участников должны учитываться положения Конвенции ООН «О договорах международной купли- продажи товаров» (Венская конвенция).

В условиях рыночных отношений внешнеторговые сделки осуществляются в договорной форме. Договоры оформляются в виде внешнеторгового контракта, определяющего права и обязанности сторон, а также их ответственность. Внешнеторговый контракт имеет ряд разделов, в том числе «Страхование». Существенными условиями раздела «Страхование» являются объект страхования, страховые риски, объем страховой ответственности.

Комплекс основных положений контракта, обязанностей импортеров и экспортеров, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта, или базисных условий поставки. Возможные риски при осуществлении внешнеторговых сделок отражены в базисных условиях поставки товаров.

Базисные условия поставки товаров в договорах купли-продажи систематизированы Международной торговой палатой в справочном издании «Инкотермс — 2000» (публикация № 560).

Цель «Инкотермс — 2000» заключается в том, чтобы предоставить свод международных правил толкования наиболее распространенных торговых терминов в сфере внешней торговли. С момента их создания в 1936 г. они корректировались в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 гг. За эти годы в правила вносились изменения и дополнения, учитывающие складывающую практику международной торговли. «Инкотермс — 2000» учитывает развитие зон беспошлинной торговли, возрастающее значение электронной связи в торговых сделках и изменения в практике перевозок.

Использование «Инкотермс — 2000» зависит от согласия участников контракта. Если условия сделки не совпадают с условиями «Инкотермс — 2000», предпочтение отдается положениям, зафиксированным в контракте.

В соответствии с Международными правилами «Инкотермс — 2000» определяются такие важные условия экспортно-импортной сделки, как момент перехода риска потери или повреждения товара и распределение затрат между продавцом и покупателем.

Базовые термины «Инкотермс — 2000» делятся на четыре группы.

Группа Е «Отправление» — продавец предоставляет товар покупателю непосредственно в согласованном месте, обычно на предприятии.

Группа Е «Основная перевозка не оплачена» — продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем и указывается продавцу. Соответствующие данному условию договора называют договорами отгрузки.

Группа С «Основная перевозка оплачена» — продавец обязуется заключить договор перевозки за свой счет, но без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара, а также каких- либо дополнительных расходов после погрузки. Соответствующее условие данной группы должно сопровождаться указанием пункта, до которого продавец обязан оплатить транспортные расходы.

Группа Б «Прибытие» — продавец несет все расходы и принимает на себя все виды рисков до момента доставки в страну назначения. Условия данной группы называют договорами прибытия (табл. 13.1).

Таблица 13.1 Классификация базисных условий поставок товаров

№Названия условийВид транспорта

№крат

коена английскомна русском языке

Группа Е «Отправление»

ІEXWEx WorksФранко-заводЛюбой вид

Группа F «Основная перевозка не оплачена»

2FCAFree CarrierФранко- перевозчикЛюбой вид

3FASFree Alongside ShipСвободно вдоль борта суднаМорской, внутренний водный

4FOBFree On BoardСвободно на бортуМорской, внутренний водный

Группа С «Основная перевозка оплачена»

5CFRCost and FreightСтоимость и фрахтМорской, внутренний водный

бCIFCost, Insurance and FreightСтоимость, страхование и фрахтМорской, внутренний водный

7CPTCarriage Paid ToПеревозка оплачена доЛюбой вид

вCIPCarriage and Insurance Paid ToПеревозка и страхование оплачены доЛюбой вид

Группа D «Прибытие»

9DAFDelivered At FrontierПоставка на границеЛюбой вид

І0DESDelivered Ex ShipПоставка с суднаМорской, внутренний водный

ІІDEQDelivered Ex QuayПоставка с пристаниМорской, внутренний водный

І2DDUDelivered Duty UnpaidПоставка без оплаты пошлиныЛюбой вид

ІЗDDPDelivered Duty PaidПоставка с оплатой пошлиныЛюбой вид

По способу перевозки грузов условия «Инкотермс — 2000» могут быть применимы:

•для всех видов транспорта (EXW, FCA, CPT, CIP, DAF, DDU, DDP);

•для морского и внутреннего водного транспорта (FAS, FOB, CFP, CIF, DES, DEQ).

Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок от риска морской перевозки, обозначаемых аббревиатурами: CIF, CFR, FOB и FAS.

По условию сделки CIF (Cost, Insurance and Freight) — «Стоимость, страхование и фрахт» продавец обязан заключить договор перевозки товаров, оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, застраховать груз, предоставить покупателю страховой полис или иное доказательство страхового покрытия.

По условиям сделки CFR (Cost and Freigh) — «Стоимость и фрахт» продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна в пределах установленного срока, оплатить расходы и фрахт.

Сделки FOB (Free On Board) — «Франко-борт» получили свое название от английского выражения «свободно на борту». По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, нести риски потери или повреждения товара до момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Передача рисков покупателю происходит после того, как товар попадет на борт корабля в порту погрузки.

Условия сделки FAS (Free Alongside Ship) — «Свободно вдоль борта судна» предусматривают передачу рисков покупателю после того, как товар размещен вдоль борта судна, указанного покупателем в порту погрузки. Продавец обязан организовать доставку груза до порта, доставить груз вдоль борта судна, обозначенного покупателем, и уведомить покупателя в срок о доставке груза в указанное место. По условию FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Чтобы исключить возможные споры и претензии, правила «Инкотермс — 2000» фиксируют переход риска от продавца к покупателю. В некоторых случаях риск может перейти от продавца к покупателю еще до того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке, если покупатель не выполнил зависящие от него действия, от которых зависит доставка товаров продавцом; произошло непринятие поставки покупателем.

Обязательства относительно страхования содержатся при поставке грузов на условиях CIP и CIF, которые требуют от продавца обеспечить страхование в пользу покупателя. Согласно данным условиям продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию. В других случаях стороны сами решают, хотят ли они обеспечить страховое покрытие и в каком размере. Согласно оговоркам Института лондонских страховщиков страхование осуществляется с «минимальным покрытием» (условие С), со «средним покрытием» (согласно условию В) и с «наибольшим покрытием» (по условию А).

По условию CIP (Carriage and Insurance Paid) — «Перевозка и страхование оплачены до...» продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного места назначения. Это значит, что на покупателя возлагаются все риски и любые дополнительные расходы, возникающие с момента такой поставки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. От продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием в соответствии с правилами «Инкотермс — 2000». В случае если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

В соответствии с Международными правилами «Инкотермс — 2000» страхование должно быть произведено у страховщика, пользующегося хорошей репутацией. При заключении внешнеторгового контракта стороны выбирают условия страхования в зависимости от способа транспортировки и вида товара с учетом распределения риска.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 

 

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить