Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск

Ю.Т. Ахвледиани - СТРАХОВАНИЕ

к содержанию

 

13.11. Страхование гражданской ответственности экспедиторов груза

 

Во внешнеэкономической деятельности особая роль принадлежит экспедиторам. Экспедитор — юридическое лицо, занимающееся приемкой и отправкой грузов от имени и по поручению другого юридического или физического лица всеми видами транспорта по выбору клиента или по своему усмотрению в международной и внутренней торговле и обеспечивающее все операции, связанные с их осуществлением за соответствующее вознаграждение — комиссию.

Размер экспедиторской комиссии зависит от следующих факторов: вида и способа перевозки; перечня услуг процесса перевозки; существующей практики договорных обязательств; вида грузооборота (внутренний или внешний).

В международной практике экспедирования грузов экспедитор отвечает за перевозку перед грузовладельцем или грузоотправителем, даже если он не перевозит товар своим транспортным средством, хотя может выступать в качестве договорного перевозчика.

В российской практике ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции регламентирована в Гражданском кодексе РФ. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:

•организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

•заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза;

•обеспечить отправку и получение груза;

•другие обязанности, связанные с перевозкой.

В соответствии со ст. 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:

•получение требующихся для экспорта или импорта документов;

•выполнение таможенных услуг;

•проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;

•уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

•хранение груза, его получение;

•выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Различие ответственности перевозчика и экспедитора в процессе транспортировки грузов проводится при определении статуса перевозчика, когда он осуществляет самостоятельную перевозку груза или выполняет обязанности экспедитора в соответствии с договором перевозки. То есть экспедитор выступает либо в качестве перевозчика, либо в качестве посредника и действует отдельно, возлагая исполнение обязательств на третье лицо (ст. 805 ГК РФ).

Экспедитор несет ответственность в качестве посредника, если он составил свой коносамент или выдал накладную, выписал собственный транспортный документ. Экспедиторским компаниям предоставлено право выписывать коносамент Всемирной федерации транспортных ассоциаций на Общих условиях оборотного коносамента перевозки грузов в смешанном сообщении (ИЛТЛ) в подтверждение того, что данная экспедиторская компания действует в качестве доверителя и принимает на себя ответственность перевозчика за выполнение всего контракта на перевозку и за утрату, повреждение груза независимо от того, где это произошло.

Экспедитор несет ответственность в качестве посредника, когда берет на себя обязанность отправки или приемки товара, без перевозки своими силами. Если экспедитор, имеющий полномочия от перевозчика груза, составляет перевозочные документы, он также играет роль посредника. В этом случае у экспедитора существуют правоотношения не только с доверителем (грузополучателем или грузоотправителем), но и с перевозчиком. Экспедитор несет ответственность в качестве посредника, когда доверителем выдано распоряжение о том, что перевозку осуществляет определенный перевозчик груза.

Ответственность экспедитора как перевозчика груза начинается с момента принятия им груза для перевозки. Ответственность прекращается с момента передачи груза в месте назначения получателю или предоставления в его распоряжение в указанном месте.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано договором перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом РФ «О транспортноэкспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что эти события произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

В практике международных отношений одним из условий заключения договора страхования ответственности экспедитора является осуществление перевозок на Общих условиях оборотного коносамента перевозки грузов в смешанном сообщении. В пределах, предусмотренных условиями лимитов ответственности экспедиторов за утрату или повреждение груза, международный экспедитор в случае невозможности определения действительной стоимости груза несет ответственность перед грузоотправителем.

Ответственность экспедитора при работе по условиям международных конвенций по договорам перевозки грузов может включать как комплексное страхование перевозок грузов, так и страхование определенного груза. При этом участнику внешнеэкономической деятельности необходимо предъявить заявление с указанием набора страхового покрытия, всех существенных обстоятельств и информации о рисках. Ответственность экспедитора наступает после принятия им груза для перевозки. Ответственность прекращается при передаче груза получателю в соответствии с условиями договора страхования.

При страховании ответственности экспедитора за финансовые убытки страховыми событиями могут быть:

•просрочка в доставке грузов, установленных международными конвенциями или иными законодательными актами;

•невыполнение инструкций отправителя;

•выдача груза лицу, не имеющему соответствующих полномочий;

•конфискация застрахованного груза соответствующими органами.

Предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции при перевозке грузов в международном сообщении, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора за нарушение установленного срока исполнения обязательств, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных или иных нужд1. Под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом.

Для заключения договора страхования страхователь обязан в заявлении указать:

•название, юридический адрес и банковские реквизиты экспедиторской компании;

•транспортные документы;

•направления перевозок;

•виды транспорта, участвующие в перевозке;

•характер грузов;

•размер вознаграждения за экспедирование;

•объем ответственности и др.

Ставки страховой премии зависят от используемых видов транспортных средств, условий перевозок, номенклатуры перевозимых грузов, суммы максимальной ответственности экспедитора.

В качестве исключений по полису страхования ответственности экспедитора применяются стандартные оговорки, ограничивающие объем ответственности страховщика:

•перевозки контрабандных грузов и грузов незаконной торговли;

•недостачи груза при целостности наружной упаковки и ненарушенных пломбах;

•несоответствие требованиям перевозки упаковки грузов и отправление грузов в поврежденном состоянии;

•эксплуатация технически неисправных транспортных средств, в том числе рефрижераторных установок, при перевозке грузов, требующих специального температурного режима перевозки;

•умышленные действия или грубая небрежность страхователя или его агентов или других лиц, к услугам которых он прибегает для экспедирования, в отношении нарушения правил перевозки или хранения груза;

•прямое или косвенное воздействие атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанное с любым применением атомной энергии или радиоактивных материалов;

•всякого рода военные действия и военные мероприятия и их последствия, гражданские войны, народные волнения, забастовки, конфискации, реквизиции, арест или уничтожение груза по требованию военных или гражданских властей, террористические действия и саботаж.

К требованию о возмещении убытков страхователь должен приложить полный комплект претензионных документов:

•полученные от заявителей претензии в обоснование требований к экспедитору, включая:

-транспортные документы с отметками грузополучателя или его представителя о недостаче или повреждении груза;

-счета или фактуры;

-упаковочные ведомости;

-акты осмотра груза (аварийные сертификаты), акты экспертизы, составляемые независимыми специализированными организациями согласно законам, практике или обычаям страны места происшествия или освидетельствования груза на предмет определения недостачи или оценки его повреждений;

-расчет убытка, заявляемого экспедитору стороной, требующей возмещения ущерба;

-при заявлении экспедитору претензии со стороны страховщика груза от заявителя претензии необходимо предоставление документального подтверждения перехода к нему прав страхователя (грузовладельца) после оплаты претензии по страхованию груза (суброгативного права);

•комплект документов, получение и предоставление которых является (в зависимости от вида происшествия) обязанностью экспедитора:

-протокол ГИБДД или дорожной полиции в случае ДТП;

-справка правоохранительных органов, подтверждающая факт обращения в эти органы экспедитора или его служащих или агентов по случаю кражи груза или других происшествий криминального характера во время перевозки груза, или справка- подтверждение о возбуждении уголовного дела по факту кражи или иного криминального происшествия;

-письменное объяснение водителя о происшествии;

-оправдательные документы на расходы, произведенные страхователем в целях предотвращения или уменьшения убытков и защиты своих интересов в судебных и арбитражных органах;

-копия переписки с заявителями претензии;

-документ, подтверждающий факт оплаты претензии страхователем;

-копии документов или переписки в отношении документального закрепления права страховщика на предъявление регрессных требований к третьим лицам, ответственным за причинение ущерба страхователю, возмещаемого страховщиком по условиям договора страхования.

Страховщик имеет право затребовать предоставления дополнительных документов, способствующих выяснению обстоятельства происшествия и существа претензии.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить