Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

к содержанию

 

4.3 Отраслевой анализ и характеристики отраслевого окружения

 

Цель и содержание отраслевого анализа. Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.

При проведении отраслевого анализа основным объектом исследования служит хозяйственная отрасль – совокупность предприятий, конкурирующих на одном потребительском рынке с аналогичными товарами или услугами. Хозяйственная отрасль охватывает сферы производства, распределения и потребления определенных товаров и услуг.

Выделяют следующие стадии анализа отрасли:

• определение экономических характеристик отраслевого окружения;

• оценка степени конкуренции;

• выявление движущих сил конкуренции;

• определение ключевых факторов успеха;

• заключение о степени привлекательности отрасли.

Определение экономических характеристик отраслевого окружения. Для оценки общей ситуации в отрасли используются следующие показатели:

• размеры рынка;

• масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная);

• темпы размеров рынка (%) и стадия жизненного цикла отрасли (подъем, быстрый рост, зрелость, насыщение, застой, спад);

• структура конкуренции:

• количество конкурентов и их относительные рыночные доли;

• число потребителей и их финансовые возможности;

• степень вертикальной интеграции («вперед» – с потребителями продукции, «назад» – с поставщиками сырья);

• темп технологических изменений и продуктовых инноваций;

• степень продуктовой дифференциации;

• величина экономии на масштабе производства, транспортировке и т.п.;

• наличие и величина эффекта кривой опыта (уменьшение издержек на единицу продукции при каждом удвоении ее выпуска);

• отраслевая капиталоемкость;

• среднеотраслевая прибыль.

Ниже приведен пример оценки общей ситуации в отрасли с помощью перечисленных показателей.

 

< назад | к содержанию | вперед >


captcha