Экономическая библиотека онлайн

Стратегия совершенствования управления персоналом Принципы управления персоналом

Принцип – основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.

Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение.

Менеджеру низшего звена по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору ІІІ категории, рабочему) – еще проще.

Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы: техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все ранее рассмотренные принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

При формировании структуры и содержания принципов управления персоналом будем исходить из посылок:

1) комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям;

2) ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;

3) дифференциация принципов в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.

В таблице 10.1 приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления.

Таблица 10.1 Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления

Принципы работы руководителя

Содержание принципа

1. Соблюдение следующих 14 принципов управления

экономикой

– воспроизводства системы жизнеобеспечения;

– правовой регламентации управления;

– социальной ориентации развития экономики;

– научной обоснованности системы управления;

– системности управления;

– ориентации экономики на инновационный путь развития;

– сохранения собственных сырьевых ресурсов;

– ранжирования объектов управления по их важности;

– единства теории и практики управления;

– сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;

– рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления;

– организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, ответственность за результаты работы и др.);

– рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.);

– обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам (времени, качеству, риску и т.д.)

2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю

Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований:

– общая подготовка;

– экономико-правовая подготовка;

– профессиональная подготовка в области менеджмента;

– умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;

– умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;

– умение общаться с людьми, быть коммуникабельным;

– практический опыт и навыки.

3. Рациональное сочетание методов управления

К основным методам управления относятся:

– методы принуждения;

– методы побуждения;

– методы убеждения.

По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов – 4: 4: 2

4. Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных объектов

Стандартная структура системы менеджмента:

1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы).

Система менеджмента – система достижения конкурентоспособности управляемого объекта

5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими

Оптимальная структура рабочего времени руководителя

высшего звена, по нашей оценке:

– 40% времени – стратегическим задачам;

– 25% – тактическим;

– 35% – оперативным

6. Применение к управлению (менеджменту) научных подходов

Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять научные подходы: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственно-эволюционный, нормативный и др. (см. гл. 2)

7. Построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя)

Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию

8. Уважение личности

На основе уважения к человеку создавать достойную и оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления его способностей и выявления его возможностей по развитию предприятия и личности

9. Стимулирование труда подчиненных

Принципы стимулирования:

– поощрять открыто, наказывать конфиденциально;

– награждать перспективные решения, а не сиюминутные;

– награждайте тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;

– награждать творческую работу, а не слепое подчинение;

– награждать за качество работы, а не за объем;

– награждать упрощения, а не бесполезные усложнения;

– награждать за качество, а не быструю работу;

– награждать за качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга[1]

10. Единоначалие (А. Файоль)

Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника

11. Корпоративный дух (А. Файоль)

Союз – это сила, которая является результатом гармонии

персонала

12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев)

Основные принципы НОТ:

– всегда будь активен, инициативен, энергичен;

– работай по расписанию, плану;

– в помещении разговаривай мало и негромко;

– не кури в рабочем помещении;

– определенное место для каждого и каждый на своем месте;

– экономь время;

– никогда не раздражайся;

– будь дисциплинирован;

– ясно представляй цель, задачи;

– будь кратким;

– имей чувство юмора;

– не стыдись элегантности;

– на рабочем месте ничего лишнего;

– умей преодолевать трудности;

– не бойся экспериментировать;

– цени чужое мнение;

– хорошее настроение сохраняет здоровье

13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости

(Д. Эйзенхауэр)

Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа:

задачи «А» очень важные и срочные – выполнять немедленно;

задачи «В» – важные, несрочные – определять, в какие сроки их следует выполнять;

задачи «С» – менее важные, но срочные – делегировать подчиненным

14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг)

Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:

– совершенствование товара должно быть постоянным;

– постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания;

– создайте систему подготовки кадров;

– уничтожайте разобщенность подразделений друг от друга по производственному циклу;

– прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»;

– устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;

– создайте условия для самосовершенствования каждого работника;

– создайте систему эффективного руководства, а не надзора;

– ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.

15. Обеспечение нормального морально-психологи – ческого климата (МПК) в коллективе

Важнейшие признаки благоприятного МПК:

– доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

– доброжелательная и деловая критика;

– свободное выражение собственного мнения;

– отсутствие давления руководителей на подчиненных;

– информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

– удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

– высокая степень сопереживания; высокая степень ответственности

16. Координация работ по качеству, затратам и срокам

Координация выполнения работ должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой – по функциям управления



 


[1] Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. 3авлина, А.К. Казанцева и Л.З. Миндели. СПб.: Наука, 1998.

Принципы работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия – в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы.

Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель.

К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:

– исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом). Руководитель должен контролировать не процесс, а результат;

– инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, нахождении и устранении в работе «узких мест» (совместно с руководителем);

– честность, порядочность;

– стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.

Выполнить на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов, владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов, принципов и методов управления, вузы не готовят.

 

Введение в стратегический менеджмент

  1. Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента
  2. Сущность стратегического менеджмента
  3. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях

Общая концепция стратегического управления

  1. Понятие и сущность стратегического управления
  2. Основные компоненты и этапы развития стратегического управления
  3. Объекты стратегического управления
  4. Виды стратегического управления
  5. Принципы стратегического управления

Основные составляющие стратегического менеджмента

  1. Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия
  2. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная
  3. Миссия и цели организации
  4. Формирование видения и определение целей бизнеса

Анализ стратегических факторов внешней среды предприятия

  1. Основные составляющие, типы и факторы внешней среды
  2. PEST – анализ макросреды предприятия
  3. Отраслевой анализ и характеристики отраслевого окружения
  4. Факторы конкуренции: модель анализа конкуренции М. Портера

Анализ внутренней среды предприятия

  1. Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды
  2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
  3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей Портера
  4. Анализ потребителей

Совместный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды предприятия

  1. Методология выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
  2. Методика проведения анализа и построение матрицы SWOT-анализа
  3. Построение матрицы «возможностей»
  4. Построение матрицы «угроз»

Общий подход к выработке стратегии

  1. Сущность стратегии
  2. Классификация стратегий предприятия
  3. Основные стратегии развития бизнеса
  4. Определение стратегии предприятия

Разработка стратегии одиночного бизнеса

  1. Создание конкурентных преимуществ на уровне стратегических единиц бизнеса
  2. Стратегия лидерства в издержках
  3. Стратегия дифференциации
  4. Стратегии фокусирования
  5. Стратегия первопроходца и синергизма

Разработка стратегии на корпоративном уровне

  1. Роль и оценка преимуществ диверсификации
  2. Стратегия диверсификации (связанная и несвязанная)
  3. Стратегический анализ диверсифицированной компании: портфельный анализ

Стратегия совершенствования управления персоналом

  1. Принципы управления персоналом
  2. Корпоративная культура и персонал предприятия
  3. Методы управления персоналом
  4. Формирование требований к совершенствованию организации труда

Реализация стратегии, контроль и оценка

  1. Бизнес – план как форма представления стратегии развития бизнес-единицы
  2. Основные стадии выполнения стратегии
  3. Стратегические изменения и условия реализации стратегии
  4. Контроль выполнения стратегий