Экономическая библиотека онлайн

Основные составляющие стратегического менеджмента. Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия

В классическом исследовании крупнейших корпораций США американский историк предпринимательства Альфред Чендлер показал, что успешно действующие корпорации имеют тенденцию к шаблонному структурному развитию по мере их роста и расширения. В его работах были выделены три последовательные стадии структурного развития, при этом эволюция структуры рассматривалась как реакция на усложнение управленческих задач.

Первая стадия: простая структура. Первая стадия представляет собой образец предпринимателя, который основывает фирму для реализации какой-то идеи (товара или услуги). На этой стадии фирма имеет структуру, позволяющую предпринимателю непосредственно управлять деятельностью каждого служащего, принимать все важные решения и находиться в курсе всех событий в организации.

Фирма на первой стадии, таким образом, характеризуется неформальной структурой, планирование обычно носит краткосрочный и реактивный характер. Сильная сторона предприятия заключается в его гибкости и динамичности, а его наиболее слабым местом является то, что в этом случае предприниматель несет полную ответственность, как за выбор стратегии, так и за реализацию отдельных оперативных задач.

Вторая стадия: функциональная структура. На второй стадии предприниматель заменяется или дополняется группой управляющих, имеющих функциональную специализацию: НИОКР, производство, маркетинг, финансы, персонал. Переход к этой фазе требует существенных изменений стиля управления высшего руководителя предприятия, особенно если он является основателем фирмы. Если этого не произойдет, то привлечение дополнительных специалистов может не принести существенной пользы предприятию. Сконцентрировавшись в одной привлекательной отрасли, предприятие, находящееся во второй фазе развития, может функционировать очень успешно. Однако при переходе на новые виды продукции других отраслей преимущества функциональной структуры могут быть утрачены. В том числе может развиться кризис автономии, при котором людям, управляющим этими новыми производственными линиями (новыми видами бизнеса), требуется больше свободы в принятии решений, чем они имеют в рамках сложившейся функциональной структуры.

Третья стадия: филиальная (дивизиональная) структура. Предприятие на третьей стадии развития фокусирует внимание на управлении различными производственными линиями в нескольких отраслях (различными видами бизнеса). Такие предприятия растут, диверсифицируя выпуск продукции и расширяя географию своей деятельности.

Эти предприятия развиваются в направлении к филиальной структуре с центральным штабом и децентрализованными оперативными подразделениями, причем каждое подразделение, или единица бизнеса, является функционально организованной компанией во второй стадии развития.

Таким образом, различные единицы бизнеса можно рассматривать как самостоятельные производственно-коммерческие подразделения, объединяющие все виды деятельности по производству и реализации какого-либо вида продукции и позволяющие руководителям развивать навыки работы на конкретном рынке.

Такие самостоятельные хозяйственные подразделения компании получили название стратегических единиц бизнеса.

Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Как показал опыт 1970–80-х годов, концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому может рассматриваться как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками. Обычно выделяют сегменты рынка, ориентированные на определенные группы покупателей Чаще всего в качестве критериев сегментации выделяют:

• географические критерии (мировой рынок, российский, местный);

• социально-демографические критерии (пол, возраст, уровень дохода, семейное положение, социальный статус и т.д.);

• поведенческие (образ жизни, специфические занятия – садоводы, автолюбители, туристы и т.д.).

Рынок можно сегментировать по размеру, форме собственности, отраслям деятельности предприятий-потребителей.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора, однако фирмой General Electric был сформулирован ряд критериев их выделения:

1. Стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков.

2. Бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение.

3. Деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Все большее число современных исследователей приходят к выводу, что следующая стадия в развитии организационных структур управления – это сетевая структура. Сетевыми структурами называют «оболочечные» или «пустотелые» фирмы, в которых часть бизнес-функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам.

Так, мировой лидер в производстве спортивной обуви – фирма Nike Inc с момента создания в 1964 г. передавала производственные функции подрядчикам из развивающихся стран. Сегодня Nike рассматривает себя как организацию, занимающуюся разработкой и маркетингом продукции и связанную контрактами с производителями по всему миру.

 

Введение в стратегический менеджмент

  1. Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента
  2. Сущность стратегического менеджмента
  3. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях

Общая концепция стратегического управления

  1. Понятие и сущность стратегического управления
  2. Основные компоненты и этапы развития стратегического управления
  3. Объекты стратегического управления
  4. Виды стратегического управления
  5. Принципы стратегического управления

Основные составляющие стратегического менеджмента

  1. Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия
  2. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная
  3. Миссия и цели организации
  4. Формирование видения и определение целей бизнеса

Анализ стратегических факторов внешней среды предприятия

  1. Основные составляющие, типы и факторы внешней среды
  2. PEST – анализ макросреды предприятия
  3. Отраслевой анализ и характеристики отраслевого окружения
  4. Факторы конкуренции: модель анализа конкуренции М. Портера

Анализ внутренней среды предприятия

  1. Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды
  2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
  3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей Портера
  4. Анализ потребителей

Совместный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды предприятия

  1. Методология выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
  2. Методика проведения анализа и построение матрицы SWOT-анализа
  3. Построение матрицы «возможностей»
  4. Построение матрицы «угроз»

Общий подход к выработке стратегии

  1. Сущность стратегии
  2. Классификация стратегий предприятия
  3. Основные стратегии развития бизнеса
  4. Определение стратегии предприятия

Разработка стратегии одиночного бизнеса

  1. Создание конкурентных преимуществ на уровне стратегических единиц бизнеса
  2. Стратегия лидерства в издержках
  3. Стратегия дифференциации
  4. Стратегии фокусирования
  5. Стратегия первопроходца и синергизма

Разработка стратегии на корпоративном уровне

  1. Роль и оценка преимуществ диверсификации
  2. Стратегия диверсификации (связанная и несвязанная)
  3. Стратегический анализ диверсифицированной компании: портфельный анализ

Стратегия совершенствования управления персоналом

  1. Принципы управления персоналом
  2. Корпоративная культура и персонал предприятия
  3. Методы управления персоналом
  4. Формирование требований к совершенствованию организации труда

Реализация стратегии, контроль и оценка

  1. Бизнес – план как форма представления стратегии развития бизнес-единицы
  2. Основные стадии выполнения стратегии
  3. Стратегические изменения и условия реализации стратегии
  4. Контроль выполнения стратегий