Экономическая библиотека онлайн

Оценка результатов труда персонала организации

Оценка результатов труда — одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Оценка результатов труда является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям, запланированным показателям, нормативным требованиям.

На показатели конечных результатов труда работников, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов, классификация которых приведена в табл. 9.1. Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

Оценка результатов труда разных категорий работников (руководителей, специалистов, других служащих, рабочих) различается своими задачами, значимостью, показателями или характеристиками, сложностью выявления результатов.

Достаточно просто эта задача решается для категории рабочих, особенно рабочих-сдельщиков, так как количественные и качественные результаты их труда выражаются в количестве произведенной продукции и их качестве. Путем сравнения с запланированным заданием и оценивается результат их труда.

Оценка результатов труда руководителей и специалистов значительно сложнее, поскольку она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена. В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.

Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда

Таблица 9.1. Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда

Факторы

Содержание факторов

Естественно-биологические
  • Пол
  • Возраст
  • Состояние здоровья
  • Умственные способности
  • Физические способности
  • Климат
  • Географическая среда
  • Сезонность и др.
Социально-экономические
  • Состояние экономики
  • Государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы
  • Квалификация работников
  • Мотивация труда
  • Уровень жизни
  • Уровень социальной защищенности и др
Технико-организационные
  • Характер решаемых задач
  • Сложность труда
  • Состояние организации производства и труда
  • Условия труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические и др)
  • Объем и качество получаемой информации
  • Уровень использования научно-технических достижений и др.
Социально-психологические
  • Отношение к труду
  • Психофизиологическое состояние работника
  • Моральный климат в коллективе и др.
Рыночные
  • Развитие многоукладной экономики
  • Развитие предпринимательства
  • Уровень и объем приватизации
  • Акционирование организаций
  • Конкуренция
  • Самостоятельный выбор системы оплаты труда
  • Либерализация цен
  • Инфляция
  • Банкротство
  • Безработица и др.

Показатели, по которым оцениваются работники, разнообразны. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество показателей, которые охватывали бы и объем работы (например, количество визитов, наносимых агентом по продаже), и ее результаты (например, сумма выручки).

Необходимо выделить и такое ключевое понятие, как критерий оценки, — своего рода порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или неудовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям.

Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать,

  1. во- первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.п.),
  2. во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника.

Выделяя три категории управленческих работников, следует иметь в виду, что работники каждой из этих категорий вносят свой вклад в управленческий процесс: специалисты вырабатывают и подготавливают решение, другие служащие их оформляют, а руководители принимают решения, оценивают их качество, контролируют сроки выполнения.

В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности организации или подразделений (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников (например, уровень оплаты труда, удовлетворенность трудом персонала и т.п.).

Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и специалистов, следует учитывать, что они

  1. оказывают непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности организации;
  2. занимают значительную часть рабочего времени персонала;
  3. их сравнительно немного (4—6);
  4. составляют по крайней мере 80% всех результатов;
  5. приводят к достижению целей организации или подразделения.

В табл. 9.2 приведен примерный перечень количественных показателей оценки результатов труда по некоторым должностям руководителей и специалистов.

Таблица 9.2. Перечень показателей оценки результатов труда

Должность

Перечень показателей оценки результатов труда

Руководитель организации
  • Прибыль
  • Рост прибыли
  • Оборот капитала
  • Доля на рынке
Управляющий банком
  • Объем кредитов и их динамика
  • Рентабельность
  • Качество кредитных операций
  • Количество новых клиентов
Линейные руководители (начальники производств. цехов, мастера)
  • Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре
  • Динамика объема производства
  • Динамика производительности труда
  • Снижение издержек производства
  • Количество рекламаций и их динамика
  • Удельный вес бракованных изделий и их динамика
  • Величина простоев
  • Потери от простоев
  • Коэффициент текучести кадров
Начальник финансового отдала
  • Прибыль
  • Оборачиваемость оборотных средств
  • Уровень сверхнормативных запасов оборотных средств
Руководитель службы управления персоналом
  • Производительность труда и ее динамика
  • Снижение нормативной трудоемкости производимой продукции
  • Удельный вес научно обоснованных норм
  • Уровень заработной платы на единицу продукции и его динамика
  • Коэффициент текучести кадров и его динамика
  • Количество вакантных мест
  • Количество претендентов на одно вакантное место
  • Показатели по обучению и повышению квалификации персонала
  • Затраты на персонал в издержках производства (удельный вес и динамика)
Менеджер по персоналу
  • Количество вакантных мест в организации
  • Количество претендентов на одно вакантное место
  • Коэффициент текучести по категориям персонала и подразделениям

На практике при оценке результативности труда руководителей и специалистов наряду с количественными показателями, т.е. прямыми, используются и косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким факторам результативности относятся: оперативность работы, напряженность, интенсивность труда, сложность труда, качество труда и т.п. В отличие от прямых показателей результатов труда косвенные оценки характеризуют деятельность работника по критериям, соответствующим идеальным представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности, и о том, какие качества должны быть проявлены в связи с этим.

Для оценки факторов результативности чаше всего используется балльный метод. Интерпретация баллов при оценке сложности и качества труда показана в табл. 9.3.

Таблица 9.3. Пример балльной оценки сложности и качества труда

Степень сложности и качества труда

Оценка в баллах

Выполненная работа по сложности:

  • Существенно превышает должностную инструкцию

5

  • Несколько превышает должностную инструкцию

4

  • Соответствует должностной инструкции

3

  • Несколько ниже, чем требуется в должностной инструкции

2

  • Существенно ниже, чем требуется в должностной инструкции

1

Качество выполненной работы:

  • На высоком уровне

5

  • На хорошем уровне

4

  • Удовлетворительно

3

  • Ниже среднего уровня

2

  • Неудовлетворительно

1

Процедура оценки результатов труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий: установление четких «стандартов» результатов труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки; выработка процедуры проведения оценки результатов труда (когда, как часто и кто проводит оценку методы оценки); предоставление полной и достоверной информации оценщику о результатах труда работника; обсуждение результатов оценки с работником; принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.

Для оценки результатов труда применяются различные методы, классификация которых и краткая характеристика представлены в табл. 9.4.

Наиболее широко в организациях всего мира используется метод управления по целям (задачам) для оценки результативности труда менеджеров, инженеров и канцелярских работников, не связанных непосредственно с выпуском продукции. Пример формулировок некоторых целей (задач) представлен в табл. 9.5.

Основные методы оценки результатов труда управленческих работников

Наибольшая сложность в оценке результатов труда управленческих работников посредством целей заключена в определении системы индивидуальных целевых показателей.

Таблица 9.4. Основные методы оценки результатов труда управленческих работников

Наименование метода

Краткая харктеристика метода

Управление по целямОснован на оценке достижения работником целей, намеченных совместно руководителем и его подчиненным на конкретный период времени.  Предусматривает систематическое обсуждение достигнутых и не достигнутых целей . Требует количественного определения целей и сроков их достижения.  Дорогостоящий метод. Используется для оценки руководителей и специалистов
Метод шкалы графического рейтингаОснован на проставлении соответствующей оценки (от 4 до 0) каждой черте характера оцениваемого работника: количество работы, качество работы, инициативность, сотрудничество, надежность и др. Оценка соответствует рейтингу. Для повышения эффективности шкалы оценок составляются более четко разграниченные описания полноты проявления той или иной черты характера
Вынужденный выборОснован на отборе наиболее характерных для данного работника характеристик (описаний), соответствующих эффективной и неэффективной работе (например, «много работает» «не ждет проблем» и др.). На основе балльной шкалы рассчитывается индекс эффективности. Используется руководством, коллегами, подчиненными для оценки результативности труда работников
Описательный методОценщик описывает преимущества и недостатки поведения работника по критериям количество работы, качество работы, знание работы, личностные качества, инициативность и др. с помощью графической шкалы рейтинга, используя заранее составленные стандарты результативности труда
Метод оценки по решающей ситуацииОснован на использовании списка описаний «правильного» и «неправильног» поведения работника в отдельных ситуациях, так называемых решающих ситуациях. Оценщик ведет журнал, в котором эти описания распределены по рубрикам в зависимости от характера работы. Используется в оценках, выносимых руководством. а не коллегами или подчиненными
Метод анкет и сравнительных анкетВключает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными
Метод шкалы рейтинговых поведенческих установокОснован на использовании решающих ситуаций (5-6). из которых выводятся характеристики результативности труда (от 6 до 10). Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описание какого-либо критерия (например, инженерная компетентность) и ставит пометку в шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам
Метод шкалы наблюдения за поведениемАналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценок фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вал себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует материальных затрат

Таблица 9.5. Примеры использования метода управления по целям (задачам)

Должность

Тип организации по размеру и сфере деятельности

Формулировка цели (задачи)

Директор заводаСредний размер, завод по производству холодильниковУменьшить текучесть кадров с 13 до 10% к 1 января
Менеджер по продукцииБольшой размер, завод по производству продуктов питанияУвеличить рынок сбыта грсщуктое питания не меньше чем не 2.3% до 1 сентября, увеличивая затраты не более чем на 1,5%
Агент по продажеСредний размер: завод нефтепродуктовНайти не меньше пяти новых покупателей в центральном районе и в течение следующего полугодия заключить с двумя контракт
ИнженерБольшой размер, строительная организацияЗавершить разработку проекта тепловой подстанции за 10 дней до установленного срока сдачи комплекта документации

Наиболее популярной формой оценки результативности является оценка на основе KPI (ключевых показателей эффективности). Они разрабатываются, как правило, для каждой позиции и чаше всего используются при оценке менеджеров, реже — при оценке специалистов, но мало кто слышал о применении KPI в оценке труда технического персонала. Нередко KPI не основаны ни на профильных, ни на специальных требованиях должности. Кроме того, с помощью ключевых показателей эффективности не всегда можно провести сравнение вкладов сотрудников на разных должностях из-за того, что для них были разработаны разные критерии.

Эффективной, хотя и не очень популярной альтернативой оценке, основанной на KPI, является оценка должностей по стандартным критериям, причем подходящим для любой должности. Но при разработке стандартных критериев результативности следует соблюдать определенные требования:

  • они должны быть определены в поведенческих терминах;
  • они должны относиться к устойчивым повторяющимся формам поведения;
  • они должны отражать количественные и качественные критерии выполнения работы, которые не относятся к содержанию деятельности на конкретном участке;
  • они должны поддаваться непосредственному наблюдению.

Ниже приводится пример опросника, разработанного для периодической оценки работника любого уровня и профиля. Он разработай на основе моделей, использующих три основных параметра выполнения задач:

  • объем задач и должностных обязанностей;
  • срок выполнения — объем задач и функций;
  • качество выполнения — объем задач и функций.

За норму объема задач принят объем должностных обязанностей (задач и функций), прописанных в должностной инструкции. По определенным причинам объем выполненных задач может быть меньше нормы. Причины эти могут быть «уважительными» (болезнь, отпуск) и «неуважительными» (прогул, снижение работоспособности и пр.). Объем задач, превосходящий нормы, возможен при замещении сотрудника, отсутствовавшего из-за болезни, командировки, отпуска. Другая причина — поручение сотруднику его руководителем задач, выходящих за рамки должностных инструкций, срочных и внеплановых задач.

Итак, существуют три уровня объема задач:

  • минимальный;
  • в объеме должностных обязанностей;
  • дополнительные к должностным обязанностям.

Опросник для оценки результативности труда

I. Общие сведения
Ф.И.О. оцениваемого 
Должность 
Подразделение 
Предприятие 
Дата оценки 
II.Опросник

1. Объем задач (функций и должностных обязанностей).

Оцениваются завершенные в рассматриваемый период задачи. По итогам месяца оцениваются функции и ход выполнения задач. В одном из пунктов выберите необходимую отметку.

  1. Допустимый минимум выполненных задач, в том числе из-за пропуска оцениваемым работы по причине болезни, отпуска и пр. (0-4).
  2. Обычный, рутинный объем задач в соответствии с должностной инструкцией (5-8).
  3. Задачи, дополнительные к предусмотренным должностной инструкцией (поручения, проекты, временное замещение отсутствовавшего коллеги) (9-12).
 
  1. Допустимый минимум выполненных задач, в том числе из-за пропуска оцениваемым работы по причине болезни, отпуска и пр. (0-4).
  2. Обычный, рутинный объем задач в соответствии с должностной инструкцией (5-8).
  3. Задачи, дополнительные к предусмотренным должностной инструкцией (поручения, проекты, временное замещение отсутствовавшего коллеги) (9-12).
 
  1. Сроки выполнения задач.

Оцениваются сроки выполнения того или иного объема задач. Выберите один ответ.

  1. Все задачи просрочены.
  2. Меньшая часть задач выполнена без нарушения сроков, большая часть задач:
    1. выполнена досрочно;
    2. просрочена.
  3. Половина задач выполнена без нарушения сроков, другая половина:
    1. выполнена досрочно;
    2. просрочена.
  4. Большая часть задач выполнена без нарушения сроков, меньшая часть задач:
    1. выполнена досрочно;
    2. просрочена.
  5. Все задачи выполнены в срок.
  6. Все задачи выполнены досрочно.
 

2. Качество выполненных задач.

Оценивается качество выполнения задач в соответствии с имеющимися критериями и нормативами, требованиями. Принимаются в расчет также допушенные ошибки, жалобы или благодарности клиентов и т. п., достигнутый положительный эффект решенной задачи. Выберите один ответ.

  1. Качество выполнения всех задач ниже ожидаемого.
  2. Качество выполнения меньшей части задач не ниже ожидаемого, большей части задач:
    1. выше ожидаемого;
    2. ниже ожидаемого.
  3. Качество выполнения половины задач не ниже ожидаемого, второй половины:
    1. выше ожидаемого;
    2. ниже ожидаемого.
  4. Качество выполнения большей части задач не ниже ожидаемого, меньшей части задач:
    1. выше ожидаемого;
    2. ниже ожидаемого.
  5. Качество выполнения всех задач равно ожидаемому,
  6. Качество выполнения всех задач выше ожидаемого.
 
III. Итоговый балл. 
IV. Ключи и нормы. 

Объем задач.

Критерий

Оценка

Допустимый минимум выполненных задач, в том числе из-за пропуска оцениваемым работы по причине болезни, отпуска и пр.

0—1

Обычный, рутинный объем задач в соответствии с должностной инструкцией

5-8

Задачи, дополнительные к предусмотренным должностной инструкцией (поручения, проекты, временное замещение отсутствовавшего коллеги)

9-12

Универсальный ключ к критериям «Сроки» и «Качество выполнения задач»

Пункт опросника

Оценка

1

4

8

26

5

За

9

36

5

9

46

7

5

8

6

12

Интерпретация результатов

  • 29-36 — Результативность выше нормы
  • 21-28 — Результативность в норме
  • 13-20 — Результативность ниже нормы
  • 8-12 — Результативность отсутствует или минимальна

При разработке шкалы для оценки срока и качества выполнения задач следует исходить из того, что в течение периода оценки часть задач выполняется раньше срока, а часть с задержкой. То же и с качеством — не все задачи выполняются одинаково качественно. Если взглянуть на матрицу, с помощью которой можно отобразить разные объемы просроченных и досрочных задач или разные объемы задач разного качества, то получится таблица с довольно сложными сочетаниями (табл. 9.6).

Шкала двухфакторной оценки «Объем задач — Качество/своевременность задач»

На пересечении столбцов и строк — баллы, которые начисляются для возможных сочетаний. Для опросника выбраны самые типичные сочетания, которые проще оценить.

Таблица 9.6. Шкала двухфакторной оценки «Объем задач — Качество/своевременность задач»

 

Срок выполнений 1 качество результатов

Сроки нарушены, качество ниже ожидаемого

В срок, ожидаемое качество

Досрочно, качество выше ожидаемого

Количество должностных обязанностей (задач, функций)

Меньшая часть задач и функций

1

2

3

Примерно половина задач и функций

2

4

6

Большинство задач и функций

3

6

9

Оценщиками результативности сотрудника могут быть:

  • вышестоящий руководитель;
  • прямой руководитель;
  • лицо, участвующее в том же бизнес-процессе; куратор, методический руководитель или наставник; все эти люди вместе;
  • любые сотрудники, взаимодействующие с оцениваемым и способные оценить его деятельность.
Предисловие

Человеческие ресурсы трудовой деятельности

  1. Историческое развитие труда и деловой предприимчивости
  2. Теории управления о роли человека в организации
  3. Социальная политика государства и организации
  4. Социология труда и организаций
  5. Трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации
  6. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала
  7. Государственная система управления трудовыми ресурсами

Методология управления персоналом организации

  1. Философия управления персоналом
  2. Концепция управления персоналом
  3. Закономерности и принципы управления персоналом
  4. Методы управления персоналом
  5. Методы построения системы управления персоналом

Система управления персоналом организации

  1. Организационное проектирование системы управления персоналом
  2. Цели и функции системы управления персоналом
  3. Организационная структура системы управления персоналом
  4. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом
  5. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом
  6. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом

Стратегическое управление персоналом организации

  1. Кадровая политика организации – основа формирования стратегии управления персоналом
  2. Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом
  3. Система стратегического управления персоналом организации
  4. Стратегия управления персоналом организации
  5. Реализация стратегии управления персоналом

Планирование работы с персоналом организации

  1. Основы кадрового планирования в организации
  2. Оперативный план работы с персоналом
  3. Маркетинг персонала
  4. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
  5. Трудовые показатели в системе кадрового планирования
  6. Планирование производительности труда

Технология управления персоналом организации

  1. Наем, отбор и прием персонала
  2. Подбор и расстановка персонала
  3. Деловая оценка персонала
  4. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала
  5. Основы организации труда персонала
  6. Высвобождение персонала
  7. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом

Технология управления развитием персонала организации

  1. Управление социальным развитием
  2. Организация обучения персонала
  3. Организация проведения аттестации персонала
  4. Управление деловой карьерой персонала
  5. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
  6. Управление кадровым резервом
  7. Инновации в управлении персоналом

Управление поведением персонала организации

  1. Теория поведения личности в организации
  2. Теоретические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала
  3. Материальное и нематериальное стимулирование персонала
  4. Управление мотивацией и стимулированием трудовой деятельности
  5. Этика деловых отношений
  6. Организационная культура
  7. Управление конфликтами и стрессами
  8. Безопасность, условия и дисциплина труда персонала

Оценка результатов деятельности персонала организации

  1. Анализ и описание работы (должности) и рабочего места
  2. Оценка результатов труда персонала организации
  3. Оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом
  4. Оценка затрат на персонал организации
  5. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  6. Аудит персонала