Экономическая библиотека онлайн

Современная одежда: детали и ситуации

Старинная пословица гласит: «По одежке встречают, по уму провожают». Эту пословицу любят вспоминать люди, которые гордятся своими знаниями и способностями, но при этом неважно выглядят. Многим кажется, что внешний вид — ничто, в сравнении с внутренними качествами человека. Но манера одеваться в значительной степени определяется как раз индивидуальными психологическими особенностями- И психолог может немало сказать о человеке по его внешнему виду.

Как показывают психологические исследования, первая минута встречи является решающей в создании социального и психологического портрета, она определяет характер дальнейших взаимоотношений. Изменить первое впечатление впоследствии достаточно трудно. Следовательно, даже самому умному, доброму, общительному и доброжелательному человеку, уникальному специалисту, в конце концов, даже гению необходимо быть внимательным к своему облику, если он хочет наладить хорошие отношения с окружающими.

Во все времена одежда выражала принадлежность к той или иной социальной группе, касте, конфессии или профессии. Форма одежды во многих случаях регламентировалась указами монархов, за нарушение этих указов виновников привлекали к суду.

Например, в 1615 г. в Чехии сейм объявил вышедщий к тому времени из моды парчовый плащ официальной одеждой, без которого запрещалось появляться в Пражском Граде. Тех, кто приходил без плаща, задерживали в воротах Града для взимания денежного штрафа.

А в Российской империи в 1742 г. вышел указ, разрешавший носить парчу, кружева и шелка исключительно «особам первых пяти классов», т.е. высокопоставленным чиновникам, высшим офицерам. Лицам, не имевшим ранга, было запрещено носить одежду из бархата.

И в наши дни ношение, например, военной формы лицами, не имеющими на это права, является уголовным преступлением. Привилегия (офицеров, моряков, летчиков и т.д.) носить форму является не последней причиной, по которой подростки стремятся поступить в военное училище, «мореходку» и т.п., связать свою судьбу с этими профессиями.

Но в целом в последнее время требования к одежде далеко не так категоричны, как когда-то. Однако и сейчас в развитых демократических странах предприниматели придают очень большое значение внешнему виду своих сотрудников и деловых партнеров. А по наблюдениям российских психологов, вузовские преподаватели на экзаменах склонны завышать оценки наиболее строго одетым и тщательно причесанным студентам и студенткам.

Когда-то мода предъявляла очень жесткие требования, почти не оставляя места для проявления индивидуальности человека. Сейчас она демократична — каждый может избрать для себя тот или иной стиль, может создать и свой собственный.

Свобода выбора делает человека гораздо более ответственным за свой внешний вид.

Великое множество предметов одежды, аксессуаров, созданных различными народами и эпохами, разработанных знаменитыми кутюрье, домами моделей, известными фирмами, позволяют человеку максимально проявить свой вкус, чувство прекрасного, а также подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки своей фигуры.

Когда-то, например, мода на кринолины — широкие отстающие женские юбки из жесткой материи, поддерживаемые китовым усом, деревянной или проволочной конструкцией — одинаково скрывала от взоров мужчин и прелестные стройные ножки, и далекие от совершенства. В наши дни каждая женщина может сама решить, какой длины и фасона юбку ей носить.

Но многие ситуации современной жизни требуют строго определенной формы одежды.

ПРОТОКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Протокол не позволяет женщине появляться на приеме у монарха в мини-юбке. Знаменитым исключением из правил стало вручение создательнице мини-юбки американке Мэри Куант в 1966 г. ордена Британской империи за заслуги в британском экспорте. На церемонии в Букингемском дворце создательница мини-юбки была именно в этом, совершенно несовместимом с придворным этикетом, наряде — привилегия исключительная.

Граждане и гражданки, пришедшие на аудиенцию к послу другой страны или министру в рваных джинсах, шортах и вызывающих мини-юбках, могут быть просто не допущены секретарем высокопоставленного лица. Такие случаи — не редкость. Даже в приличный ресторан не пускают мужчин в шортах, без пиджака и галстука.

Наиболее строго необходимо одеваться, отправляясь на официальные приемы, концерты классической музыки, спектакли в солидных театрах. В этих случаях приняты строгий (лучше всего черный) костюм и светлая однотонная рубашка (для мужчин) и достаточно строгие, без кричащих деталей, не слишком яркие платья для женщин.

Максимально строгой и торжественной должна быть одежда для посещения премьер и бенефисов, а также любых других мероприятий, которые сочетают в себе праздничный и официальный характер.

Для официальных посещений традиционно используются фрак и смокинг.

Фрак надевают в исключительно торжественных случаях: на официальный прием, парадный обед, на бал, торжественное представление и т.п. Поэтому ходить по улицам во фраке, не прикрытом плащом или пальто, нельзя. Это роняет «честь» фрака, делает его заурядной одеждой.

Исходя из данного соображения, правила этикета запрещают появление во фраке на улице. И хорошо, что запрещают. А то попро- буйте-ка нарушить это правило! Недоуменные взгляды будут сопровождать гордого носителя этого редкого наряда. В любой стране мира человек во фраке на улице может вызвать удивление или улыбку.

В дипломатическом мире принято являться во фраке только на вечерние аудиенции.

Обязательное дополнение к фраку — черные брюки без обшлагов; по боковым швам брюк должны проходить шелковые галуны. К фраку также полагается надевать белый пикейный жилет, белую сорочку с накрахмаленной грудью и жестким воротничком, белый галстук-бабочку, черные носки и лакированные черные туфли.

Следует помнить, что фрак, дополненный черным суконным жилетом и черным галстуком — форма одежды официантов.

Со смокингом носят белую сорочку, черный жилет и галстук-бабочку, темные носки и черные полуботинки. Брюки должны иметь атласные галуны по боковым швам. Смокинг нельзя надевать на мероприятия, которые начинаются до 17 часов.

ПОВСЕДНЕВНЫЙ КОСТЮМ ДЛЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Мужчина может появиться на любом торжестве или официальной церемонии и в повседневном костюме неяркого цвета. Важно только, чтобы этот костюм был незаношенным, безукоризненно чистым, тщательно отглаженным, а также дополненным свежей рубашкой и красивым подходящим галстуком.

Рубашка может быть любого цвета, но обязательно однотонная. А в особенно торжественных случаях предпочтительнее белая. Галстук можно надеть любой, но кричащая расцветка нежелательна.

В деловых отношениях очень важно соответствовать общепринятому имиджу бизнесмена. А имидж этот подразумевает тщательное до мелочей соблюдение классического стиля в одежде.

Рассмотрим классические правила сочетания различных деталей одежды.

КЛАССИЧЕСКИЙ КОСТЮМ БИЗНЕСМЕНА

Обязательной принадлежностью классического мужского костюма является пиджак. Его необходимо надевать при любом визите.

Нижняя пуговица пиджака не застегивается никогда. Остальные обязательно должны быть застегнуты в официальной обстановке — на трибуне, при входе в любое помещение и т.д. Танцевать следует тоже лишь в застегнутом пиджаке. Расстегнуть его можно только в том случае, если вы сидите за столом или в зрительном зале.

Снимать пиджак на официальных мероприятиях можно только после того, как это сделал хозяин, почетный гость — словом, первое лицо на приеме. И если это самое первое лицо, несмотря на изнуряющую жару, как ни в чем не бывало сидит в пиджаке, присутствующим более низкого ранга остается лишь мысленно посылать проклятия в адрес этого невосприимчивого к высокой температуре и чужим проблемам чурбана.

Лишь находясь в гостях у близких знакомых, можно снять пиджак, не дожидаясь, пока это сделает хозяин. Но предварительно следует попросить у хозяина разрешения на это.

Поздней осенью, зимой, ранней весной, в вечернее время лучше носить темный пиджак. В дневное время и летом предпочтительнее светлый, в жару — хлопчатобумажный. Костюм может быть однотонным, а также в мелкую полоску или в клетку, но без резких контрастов.

Для деловых переговоров рекомендуется надевать однотонные костюмы серого, темно-серого, темно-синего или черного цвета. Наиболее распространен в деловом мире костюм-двойка, но допускается и костюм-тройка.

Черный костюм предназначен для самых торжественных случаев.

Все остальные детали одежды подбираются под костюм. Особое внимание уделяется галстуку.

Галстук — обязательное дополнение к однотонной рубашке. С костюмом в полоску, в клетку и т.д. хорошо сочетается однотонный галстук. А с однотонным костюмом — галстук с узором, пестрый.

Если рубашка несветлая однотонная, нужно позаботиться о том, чтобы галстук сочетался с ее цветом. К яркой рубашке с узором подойдет только однотонный галстук. Во всех случаях галстук должен быть темнее рубашки.

Расцветка галстука вашего делового партнера может помочь вам определить его характер, настроение, позицию на данных переговорах.

Ярко-красные галстуки выражают экспрессивность, некоторую непоследовательность. Сочетание ярко-красного цвета с желтым — раскованность, настойчивость в отстаивании собственной точки зрения. Красный рисунок на темном фоне может свидетельствовать об уверенности в себе, целеустремленности. Синие, темно-коричневые цвета с добавлением красного и чуть-чуть изумрудного сообщают о доброжелательности, готовности учесть мнение оппонента. Серо-жемчужные цвета подчеркивают умение владеть чувствами. Ядовито-зеленые в сочетании с желтыми могут указывать на некоторую настороженность. Голубые галстуки излучают спокойствие. Черный плетеный кожаный галстук указывает на желание быть элегантным, привлекательным.

Для деловых переговоров лучше выбирать серо-жемчужные, си- не-красные, темно-бордовые галстуки. Рекомендуются галстуки с графическим рисунком. Такая цветовая гамма настроит ваших собеседников на деловой лад, подчеркнет ваше уважение к ним. А вот яркий галстук с авангардным рисунком создаст у ваших деловых партнеров ощущение эмоционального давления, будет раздражать и отвлекать их.

Также рекомендуется использовать комплект из одинаковых по расцветке галстука и носового платка (кончик которого выглядывает из нагрудного кармана).

К вечернему темному костюму лучше всего подходит шелковый галстук. Синтетический галстук носят только с кожаным пиджаком. В галстуках-бабочках появляются только на официальных мероприятиях. Матерчатый черный галстук уместен лишь на похоронах и поминальных церемониях.

Галстук не принято сочетать со спортивной, шерстяной рубашкой, с любой рубашкой, которую носят навыпуск.

Ширина галстука должна быть прямо пропорциональна размеру пиджака, т.е. чем шире в плечах человек, тем шире должен быть галстук. Нельзя допускать, чтобы галстук свисал ниже пояса. Но и слишком короткий тоже неприемлем. Он должен чуть-чуть не доходить до пряжки брючного пояса.

И, конечно же, галстук должен быть завязан аккуратно и правильно. Галстуки из плотной материи следует завязывать заною каждый раз.

Рубашка. Пестрая рубашка не подходит к костюму с узором. Никогда не надевайте рубашку в полоску с костюмом в клетку и, наоборот, клетчатую рубашку с костюмом в полоску. Чем темнее костюм, тем светлее должна быть рубашка. Идеальная рубашка, подходящая для визитов любого уровня, — белая. Но самое гармоничное сочетание и самая лучшая рубашка не производят хорошего впечатления, если рубашка грязная. Свежесть рубашки — самая важная ее характеристика.

Мужская обувь. Черные ботинки подходят к костюму любого цвета. Коричневая обувь плохо сочетается с темным костюмом. Светлую обувь следует носить только со светлым костюмом в летнее время, спортивную — только к спортивной одежде; лакированные ботинки — только со смокингом и фраком.

Носки подбирают в зависимости от цвета костюма и обуви. Они должны служить цветовым переходом от брюк к обуви. В идеале носки должны быть более темными, чем брюки, но светлее, чем ботинки. Хорошо сочетаются с любым строгим костюмом темносиние, темно-серые, темно-зеленые и черные носки.

Головной убор должен соответствовать верхней одежде, ее тону. Фетровую шляпу принято носить с солидным пальто, кожаную, матерчатую или с небольшими полями шляпу — с плащом.

Шарф и перчатки должны подходить по цвету и узору к остальным деталям одежды.

Зимой предпочтительно носить одежду темных тонов. Светлые брюки под черным пальто нежелательны.

Носовой платок рекомендуется носить в кармане брюк.

Нельзя допускать, чтобы из наружных карманов пиджака торчали какие-либо предметы — ручка, карандаш, расческа, очки и т.п. Карманы также не должны оттопыриваться.

Для каждого рода деятельности, каждой ситуации существует определенная форма одежды, определенный ансамбль. Бизнесмен, который после утренней пробежки пришел на встречу с зарубежными партнерами в спортивном костюме, безусловно, шокировал бы их. Это выглядело бы так же нелепо, как одетые во фраки крестьяне на покосе.

Недопустимо:

— облачаться в ансамбль одежды, не соответствующий месту и назначению;

— смешивать отдельные элементы, скажем, делового костюма и рабочего. Ни в коем случае нельзя надевать кроссовки к строгому костюму, джинсы — к пиджаку да еще и с галстуком.

ПОДБОР ОДЕЖДЫ С УЧУГОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (ДЛЯ МУЖЧИН)

— Умело подбирая одежду, можно привлечь внимание к достоинствами и скрыть недостатки фигуры, подчеркнуть особенности внешности и характера, сделать одежду продолжением и украшением индивидуальности.

— Людям светловолосым и голубоглазым больше подходят холодные серо-голубые тона, темноглазым брюнетам — желтовато-коричневые.

— Высоким и худым мужчинам рекомендуется носить пиджак с как можно большим количеством пуговиц. Двубортный пиджак, застегивающийся на две пуговицы и имеющий вверху еще две декоративные, зрительно расширяет торс. Однобортный пиджак для высокого худощавого мужчины должен застегиваться, по меньшей мере, на три пуговицы.

— В двубортном пиджаке, застегивающемся на одну пуговицу, худой мужчина будет выглядеть несколько неловким.

— Высоким мужчинам не стоит носить очень длинные пиджаки, а также костюмы в отчетливую вертикальную полоску — лучше отдать предпочтение светлому пиджаку и темным брюкам. Высоким худощавым мужчинам не подходят ни очень узкие, ни очень широкие брюки.

— Полным мужчинам невысокого роста следует придерживаться диаметрально противоположных правил. Пиджак — застегивающийся только на одну пуговицу, не слишком широкие брюки. Учтите, что вертикальная полоска придает визуальную стройность.

— Мужчинам с большим животом лучше носить костюм-тройку — он скрадывает полноту.

— Мужчине с округлым лицом подойдет высокая шляпа с мягкими опущенными полями, человеку небольшого роста — с узкими полями, а высокому — шляпа с низкой тульей.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ. На официальном приеме женщине можно появиться в шерстяной юбке с блузой, в платье обычной длины, в платье-костюме или просто костюме. Фасон должен быть строгий, рукава — длинные или «труакар», вырез — небольшой.

Платье и аксессуары должны быть выдержаны в одной цветовой гамме. Не следует соединять в ансамбле более двух цветов. Хорошо, если основные предметы одежды отличаются по цвету от дополнительных, но если, скажем, к черному пальто надеть красные туфли, красный шарфик, шляпу да еще красные перчатки, не говоря уж о красной сумочке — это будет чересчур. Вполне достаточно двух красных предметов.

Желтый и коричневый хорошо сочетаются с зеленым, красный прекрасно гармонирует с черным и белым.

Перчатки — шелковые, кружевные или лайковые — не нужно снимать до начала еды при любых формах приветствия.

Платье может быть дополнено кожаной или замшевой сумочкой, шляпкой. На официальном приеме женщине позволено не снимать шляпку, а вот хозяйка должна быть без головного убора.

К вечернему платью шляпку не надевают, а туфли должны быть кожаные или замшевые (каблук — любой), не яркие (как и все детали вечернего ансамбля).

Нельзя появляться на торжественном мероприятии без чулок, даже если очень жарко.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ОДЕЖДА ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ

Деловым женщинам рекомендуется носить костюм или платье-костюм из шерсти, твида или полотна. Важно, чтобы одежда была функциональной. В деловом мире предпочтителен классический стиль. Одежда деловой женщины не должна отвлекать собеседника, уводить от делового разговора. Поэтому не рекомендуются мини-юбки и глубокие вырезы, яркие цвета.

Наиболее подходящие цвета — темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, светло-синий. Привлекающими мужчин считаются платья бледно-желтого, бежевого, розового, темно-синего, а также цвета ржавчины. Красное следует надевать только на многолюдные мероприятия, праздники, такое платье поможет его обладательнице выделиться в толпе. А вот в офисе этот цвет может вызвать раздражение и усталость у других сотрудников и у делового партнера во время беседы.

Вязаные вещи следует носить только в том случае, если они являются уникальной авторской работой и выполнены на очень высоком уровне.

В дневное время и летом лучше надевать платья посветлее, а вечером и зимой — темных тонов и из плотной ткани.

ПОДБОР ОДЕЖДЫ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (ДЛЯ ЖЕНЩИН)

— Недостатки фигуры хорошо маскирует яркий, броский узор — он не позволяет рассмотреть пропорции тела, заметить чрезмерно широкую талию или сутулость.

— Высоким женщинам не стоит носить очень маленькие сумочки, а миниатюрным — большие сумки.

— Полные женщины, как и мужчины, выглядят более стройными в одежде в вертикальную полоску. Рекомендуется также одежда темных цветов и фасонов, скрывающих полноту. Ткань с крупным узором не подходит полным женщинам.

— Худеньким женщинам лучше носить пышные юбки.

— Одежда должна соответствовать возрасту и характеру. Скажем, скромной, застенчивой, мечтательной девушке больше к лицу романтический стиль — кружева, оборки, рюши, воланы, а девушке энергичной, с резкими движениями и размашистой походкой — спортивный. Женщине «бальзаковского возраста» вряд ли годится, например, ми- ни-юбка или перетягивающий талию широкий ремень.

— Бледнокожим не стоит носить одежду белого и голубого цветов; румяным женщинам не к лицу ярко-красное, как, впрочем, и чересчур бледным.

— Черное платье, черный шарф подчеркивают морщинки на лице. Белые воротнички и вставки как бы подсвечивают лицо, делают его гладким и свежим.

 

От автора

Имидж современного человека

  1. Имидж и этикет
  2. Этикет приветствия и представления
  3. Культура внешности
  4. Стили и история костюма
  5. Современная одежда: детали и ситуации
  6. Визитные карточки

Этикет делового общения

  1. Невербальные средства общения
  2. Переговоры
  3. Деловые беседы и дискуссии

Служебный этикет

  1. Работа
  2. Презентации и публичные выступления
  3. Служебное помещение
  4. Деловая переписка
  5. Этикет коммуникаций

Дипломатический этикет

  1. Виды дипломатических приемов
  2. Подготовка приемов
  3. Одежда
  4. Рассадка за столами
  5. Проведение приемов
  6. Протокол и деловые отношения

Национальный этикет

  1. Требования национального этикета
  2. Правила международной вежливости
  3. Приемы гостей в других странах

Банкеты и приемы

  1. Банкеты
  2. Неофициальные встречи с деловыми партнерами
  3. Домашние приемы
  4. В ресторане

Корпоративный этикет и культура общения

  1. Коммуникативная культура в деловом общении
  2. Этикет установления контакта
  3. Речевой этикет делового разговора
  4. Приложения

Приложения