Экономическая библиотека онлайн

Особенности малых фирм

В мировой практике к малым фирмам (предприятиям) относятся, как правило, компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Эти фирмы могут быть как юридическими, так и физическими лицами. В последние годы во многих странах наблюдается активизация предпринимательской деятельности в форме малых предприятий.

Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Это объясняется особенностями развития экономики, ее структурой, национальными традициями.

Например), в США к малым относятся предприятия численностью до 99 человек (в том числе численностью до 24 человек относятся К наименьшим, а с 25 до 99 — к малым), от 100 до 499 — к промежуточным, от 500 до 999 — к крупным и свыше 1000 человек — к крупнейшим1.

В Японии к малым предприятиям в сфере услуг относятся компании с численностью не более 5 человек, в остальных отраслях — не свыше 20 человек.

В нашей стране, согласно Закону «О государственной поддержке Малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Некоммерческих субъектов не превышает 25%, и при их численности до:

— в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;

— в оптовой торговле — 60 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

— в других отраслях — 50 человек.

В США в 1953 г. была создана Администрация по малому бизнесу при федеральном правительстве. Однако там ежегодно терпят банкротство около 30% малых предприятий. В Японии становятся банкротами ежегодно всего около 5% малых фирм, так как правительство учитывает национальные традиции и оказывает мощную поддержку малому бизнесу такими рычагами, как гарантированные займы, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, кооперирование, информационно-методическое обеспечение. В США эти рычаги тоже используются, но на основе профессионального конкурса, проводимого Национальным научным фондом США.

Кроме этого, первостепенное значение для развития инновационного предпринимательства имеет включение расходов на НИОКР в себестоимость продукции в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 661. В себестоимость продукции {работ, услуг) включаются:

— затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства и улучшением качества продукции, повышением ее надежности;

— затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий;

— затраты по повышению качества продукции, связанные с проведением НИОКР;

— затраты на НИОКР по созданию новых видов материалов и сырья;

— затраты на переоснащение производства.

Кроме описанных в п. 2.3 фирм «спин-офф» в настоящее время развиваются венчурные фирмы, работающие на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий. Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Венчурный бизнес широко распространен в США, Западной Европе, Японии. Как правило, венчурные фирмы не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим компаниям: эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных организаций.

Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

— идеи инновации — нового изделия, технологии;

— общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;

— рискового капитала для финансирования.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: путем приобретения акций новых фирм либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов с повышенной степенью риска в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

Венчурная форма обладает рядом специфических черт:

— долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме;

— предоставление средств на длительный срок;

— активная роль инвестора в управлении финансируемой им фирмой.

В США — стране с высоким уровнем развития рискового капитала — основными сферами приложения венчурного капитала являются Начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится около 39% венчурных инвестиций.

Таким образом, на современном этапе развитие малого предпринимательства объясняется следующими факторами:

— внедрение во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяющей резко упростить и удешевить коммуникационные связи, процесс принятия эффективного управленческого решения (технологический аспект);

— принятие государствами законодательных актов по налоговым и другим льготам малому предпринимательству (правовой аспект);

— государственная и внебюджетная поддержка финансирования рискового венчурного бизнеса (финансовый аспект);

— гибкость и адаптивность малых фирм в связи с небольшой численностью их сотрудников (чем меньше система, тем проще управление) к требованиям рынка и достижениям научно-технического прогресса (управленческий аспект);

— повышение интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремление к свободе в творческой деятельности (психологический аспект);

— более высокая (до двух раз) эффективность конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрая отдача инвестиций по сравнению с крупными компаниями и корпорациями (экономический аспект).

Наряду с факторами развития малых фирм действуют также факторы, сдерживающие рост их количества. К ним относятся следующие:

— большой риск инвестирования в связи с малой (иногда единичной) номенклатурой выпускаемых товаров или выполняемых услуг. При провале на рынке этого товара фирма терпит банкротство. Невозможно провал одного товара компенсировать успехом другого;

— значительные трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала;

— слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность.

Поэтому в настоящее время продолжается процесс укрупнения фирм, создания сверхкрупных объединений, которым не присущи перечисленные факторы сдерживания роста малых фирм.

Примерными этапами процесса учреждения малых фирм могут быть следующие.

1. Подбор физических или юридических лиц, берущих на себя финансирование данного бизнеса. Составление бизнес-плана.

2. Подбор юридических или физических лиц, решающих проблемы материально-технического обеспечения.

3. Подбор юридического адреса.

4. Окончательное формирование состава учредителей и установление характера и размера взноса каждого в уставный фонд.

5. Составление учредительного договора и устава.

6. Назначение руководителя, бухгалтера и их заместителей.

7. Подписание участниками и нотариальное заверение учредительного договора, устава и прочих документов, необходимых для регистрации.

8. Сдача документов, согласование и регистрация.

9. Подбор банка и открытие банковского счета.

10. Изготовление и регистрация печати.

Организация деятельности фирмы после ее учреждения (открытия) осуществляется в соответствии с рекомендациями, сформулированными в данном учебнике и других источниках. Особое внимание следует обращать на соблюдение нормативных актов (Гражданского кодекса Российской Федерации и др.).

 

Предисловие

Концепция инновационного менеджмента

  1. Основные понятия из области инновационной деятельности
  2. Эволюция технологических укладов
  3. Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций
  4. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

Государственное регулирование инновационной деятельности

  1. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации
  2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
  3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Особенности организационных форм инновационной деятельности

  1. Классификация инновационных организаций
  2. Особенности малых фирм
  3. Отличительные черты специализированных и комплексных инновационных организаций
  4. Структуры инновационных организаций
  5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации

Научные основы инновационного менеджмента

  1. Сущность основных экономических законов
  2. Сущность основных законов организации в статике и динамике
  3. Системный подход к инновационной деятельности
  4. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга
  5. Функциональный подход
  6. Сущность остальных научных подходов к инновационному менеджменту
  7. Основные принципы управления
  8. Перечень основных методов инновационного менеджмента

Основы управления рисками

  1. Основные понятия и определения
  2. Классификация рисков
  3. Методические основы управления рисками
  4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска
  5. Оценка и оптимизация рисков
  6. Методы снижения рисков
  7. Оценка эффективности управления рисками

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

  1. Правовое обеспечение
  2. Нормативно-методическое обеспечение
  3. Финансовое и материальное обеспечение
  4. Информационное обеспечение и статистика инноваций

Методы инновационной деятельности организации

  1. Методы организации инновационной деятельности
  2. Методы выбора инновационной политики
  3. Методы прогнозирования возможных новшеств

Проблемы повышения инновационной активности организаций

  1. Сущность категории «инновационная активность»
  2. Подходы И. Ансоффа к использованию категории «агрессивность стратегии»
  3. Измерение инновационной активности
  4. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия
  5. Взаимосвязи показателя «инновационная деятельность» с другими инновационными показателями

Инновационные цели и инновационный потенциал организации

  1. Показатели инновационной деятельности организации
  2. Инновационные цели организации
  3. Инновационный потенциал организаций
  4. Инновационный климат
  5. Инновационная позиция организации

Выбор инновационной стратегии поведения организации

  1. Возникновение и становление инновационных стратегий
  2. Типы инновационного поведения организаций
  3. Стратегии в сфере массового производства
  4. Стратегии дифференциации продукции и сегментации рынка
  5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
  6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
  7. Особенности эффективных инновационных стратегий

Формирование портфелей новшеств и инноваций

  1. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности
  2. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов
  3. Анализ действия закона конкуренции
  4. Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов
  5. Содержание портфелей новшеств и инноваций

Организация НИОКР и проектирования

  1. Задачи, принципы и этапы НИОКР
  2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
  3. Основы инновационного проектирования
  4. Экспертиза инновационных проектов

Основы организационно-технологической подготовки производства новшеств

  1. Тенденции развития технологий и их классификация
  2. Задачи, особенности и стадии организационно-технологической подготовки производства
  3. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
  4. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технического уровня производства

Основы экономики инновационной деятельности

  1. Основы инвестиционной деятельности организации
  2. Экономические вопросы организационно-технологической подготовки производства
  3. Система показателей эффективности инновационной деятельности
  4. Организация анализа эффективности инновационной деятельности
  5. Основы антикризисного управления организацией