Экономическая библиотека онлайн

Информационное обеспечение и статистика инноваций

Информационное обеспечение системы менеджмента — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация [20].

Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

Руководитель 50-90% всего времени тратит на коммуникации. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.

1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал — средство передачи информации.

4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Перечислим указанные взаимосвязанные этапы.

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

Предлагается следующая классификация информации:

— по объекту: показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

— по принадлежности к подсистеме системы менеджмента: информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;

— по форме передачи: вербальная (словесная) информация и невербальная;

— по изменчивости во времени: условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

— по способу передачи: спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

— по режиму передачи: в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

— по назначению: экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

— по стадиям жизненного цикла объекта: по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т. д.;

— по отношению объекта управления к субъекту: между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Идея классификации информации используется при ее кодировании.

Основные требования к качеству информации:

— своевременность;

— достоверность (с определенной вероятностью);

— достаточность;

— надежность (с определенной степенью риска);

— комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкость товара, условиям, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т. д.);

— адресность;

— правовая корректность информации;

— многократность использования;

— высокая скорость сбора, обработки и передачи;

— возможность кодирования;

— актуальность и др.

Вопросы организации массива и потоков информации, технологического процесса ее переработки изложены подробно в специальной литературе.

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-техни- ческой информации» статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Рассмотрим эти материалы.

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) — совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Целями создания ГСНТИ являются обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ),. их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.

К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:

— Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства промышленности, науки и технологий РФ;

— Всероссийский центр межотраслевой информации Министерства экономического развития и торговли РФ;

— Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства промышленности, науки и технологий РФ;

— Всероссийский центр научной и технической информации Российской академии наук и Министерства промышленности, науки и технологий РФ;

— Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства промышленности, науки и технологий РФ;

— Библиотека РАН;

— Библиотека по естественным наукам РАН;

— отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, ведение которой было начато по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на основе единых международных подходов и стандартов. 24 октября 1991 г. на 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций [10].

Международные стандарты в статистике науки и инноваций — комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания сбора и анализа соответствующей информации.

Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат — Статистическая служба Евросоюза. В 1969 г. Евростатом была разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в настоящее время действует редакция 1992 г.), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах — членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.

Классификация отражает глобальные задачи, для решения которых выделяются государственные ассигнования на НИОКР; она претерпевает изменения по мере трансформации целей государственной научно-технической политики стран — членов ЕС. Евростатом подготовлено также руководство по региональным аспектам статистики науки и инноваций.

Отдел статистики ЮНЕСКО осуществляет систематический сбор, анализ и публикацию статистических данных о науке и технике.

С целью гармонизации категорий и определений статистики науки для представления информации в ЮНЕСКО на двенадцатой сессии ее генеральной конференции в 1978 г. была одобрена «Рекомендация по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которой в 1984 г. опубликовано Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники. В нем учитывался опыт как ОЭСР, так и бывшего Совета Экономической Взаимопомощи. На основе Руководства Фраскати Рекомендации ЮНЕСКО были в 1995 г. еще раз уточнены (Париж).

Руководство Фраскати в редакции 1993 г. определяет основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их состав и границы; систему институциональных и функциональных клас сификаций; подходы к измерению численности персонала, занятого НИОКР, и затрат на эти цели; процедуры проведения обследований; рекомендации по оценке и анализу бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки, методологии расчета дефляторов и валютных паритетов. В развитие идей Руководства Фраскати подготовлена серия международных стандартов по отдельным специфическим проблемам, и их круг постоянно расширяется. Перевод на русский язык и публикация Руководства Фраскати осуществлены ЦИСН Миннауки РФ и РАН.

Задачи информационного обеспечения инновационных процессов должны быть адекватны общим направлениям реформирования российской статистики:

— адаптации российской статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере в процессе экономических реформ;

— обоснованию направлений и этапов проведения комплексного и согласованного пересмотра статистических показателей, форм отчетности и развития других источников и методов получения необходимых данных;

— обеспечению своевременности формирования, полноты и оперативности представления статистической информации государственным органам и международным организациям путем внедрения прогрессивных методов наблюдения и современных информационно-технологических средств сбора, передачи и обработки данных;

— повышению аналитичности и улучшению качества информации за счет расширения круга разрабатываемых расчетных показателей, взаимодействия с внешними информационными системами;

— эффективному обеспечению всех категорий пользователей на различных уровнях необходимой статистической информацией при сочетании доступности данных и их защиты;

— повышению роли регионального уровня в ходе реформирования статистики.

Статистическая отчетность инновационной деятельности осуществляется по фррмам:

— № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые в России и образцах новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов»;

— № 5-нт (материалы) «Отчет о созданных впервые в России новых видах сырья, материалов, веществ»;

— № 5-нт «Отчет об освоении, сертификации и снятии с производства промышленной продукции»;

— № 18-нт «Отчет о затратах на внедрение научно-технических мероприятий и их экономической эффективности»;

— № 4-нг (перечень) «Отчет об использованных в производстве изобретениях и промышленных образцах»;

— № 4-нт «Отчет о поступлении и использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений».

Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:

— инновационная активность предприятий;

— источники информации об инновациях;

— цели инновационной деятельности;

— затраты на технологические инновации;

— исследования и разработки;

— количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;

— технологический обмен;

— методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций;

— результаты инновационной деятельности;

— факторы, препятствующие инновациям.

В середине 1980-х гг. специалисты европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации, в связи с чем не могут контролировать изменения рынка. Перед европейскими информационными центрами ставилась задача помочь средним и мелким фирмам извлечь максимум преимуществ из общего рынка. Были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенных электронной сетью. ЕИЦ получает 25% финансирования от ЕС, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно [39].

В последние годы одним из важнейших технических средств обеспечения любой деятельности стала комплексная транснациональная компьютерная электронная информационная сеть Интернет. Она формируется как самоорганизующая система, без централизованного управления, планов развития и схемы составляющих ее звеньев. Интернет — важнейший инструмент исследовательского процесса, это страницы «всемирной паутины», инструмент рекламы, маркетинга, информационного обеспечения, оперативного управления. Интернет — самая дешевая и емкая информационная технология будущего. На Западе Интернет в квартирах — обычная картина, а организации без него уже не могут обойтись.

 

Предисловие

Концепция инновационного менеджмента

  1. Основные понятия из области инновационной деятельности
  2. Эволюция технологических укладов
  3. Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций
  4. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

Государственное регулирование инновационной деятельности

  1. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации
  2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
  3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Особенности организационных форм инновационной деятельности

  1. Классификация инновационных организаций
  2. Особенности малых фирм
  3. Отличительные черты специализированных и комплексных инновационных организаций
  4. Структуры инновационных организаций
  5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации

Научные основы инновационного менеджмента

  1. Сущность основных экономических законов
  2. Сущность основных законов организации в статике и динамике
  3. Системный подход к инновационной деятельности
  4. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга
  5. Функциональный подход
  6. Сущность остальных научных подходов к инновационному менеджменту
  7. Основные принципы управления
  8. Перечень основных методов инновационного менеджмента

Основы управления рисками

  1. Основные понятия и определения
  2. Классификация рисков
  3. Методические основы управления рисками
  4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска
  5. Оценка и оптимизация рисков
  6. Методы снижения рисков
  7. Оценка эффективности управления рисками

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

  1. Правовое обеспечение
  2. Нормативно-методическое обеспечение
  3. Финансовое и материальное обеспечение
  4. Информационное обеспечение и статистика инноваций

Методы инновационной деятельности организации

  1. Методы организации инновационной деятельности
  2. Методы выбора инновационной политики
  3. Методы прогнозирования возможных новшеств

Проблемы повышения инновационной активности организаций

  1. Сущность категории «инновационная активность»
  2. Подходы И. Ансоффа к использованию категории «агрессивность стратегии»
  3. Измерение инновационной активности
  4. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия
  5. Взаимосвязи показателя «инновационная деятельность» с другими инновационными показателями

Инновационные цели и инновационный потенциал организации

  1. Показатели инновационной деятельности организации
  2. Инновационные цели организации
  3. Инновационный потенциал организаций
  4. Инновационный климат
  5. Инновационная позиция организации

Выбор инновационной стратегии поведения организации

  1. Возникновение и становление инновационных стратегий
  2. Типы инновационного поведения организаций
  3. Стратегии в сфере массового производства
  4. Стратегии дифференциации продукции и сегментации рынка
  5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
  6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
  7. Особенности эффективных инновационных стратегий

Формирование портфелей новшеств и инноваций

  1. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности
  2. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов
  3. Анализ действия закона конкуренции
  4. Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов
  5. Содержание портфелей новшеств и инноваций

Организация НИОКР и проектирования

  1. Задачи, принципы и этапы НИОКР
  2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
  3. Основы инновационного проектирования
  4. Экспертиза инновационных проектов

Основы организационно-технологической подготовки производства новшеств

  1. Тенденции развития технологий и их классификация
  2. Задачи, особенности и стадии организационно-технологической подготовки производства
  3. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
  4. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технического уровня производства

Основы экономики инновационной деятельности

  1. Основы инвестиционной деятельности организации
  2. Экономические вопросы организационно-технологической подготовки производства
  3. Система показателей эффективности инновационной деятельности
  4. Организация анализа эффективности инновационной деятельности
  5. Основы антикризисного управления организацией