ФАТХУТДИНОВ Р.А. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
к содержанию
8.3. Измерение инновационной активности
Категория «инновационная активность» как объект измерения приобретает свойства признака — количественного параметра (показателя). Признак «инновационная активность», отражающий как интегральный показатель определенную совокупность частных свойств (может иметь форму «дерева свойств»), сам имеет признаки.
Формула оценки ИА (измерения):

Признаками инновационной активности явлются:
А3 — уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций;
А4 — методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;
А5 — соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
А6 — скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;
А7 — обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
Необходимо измерять активность собственной фирмы и инновационную активность ее конкурентов по отрасли (на центральном рынке), а также всех других партнеров по рынку: потребителей (клиентов); поставщиков, производителей товаров-заменителей (рассматриваются конкурентные силы М. Портера; случайные конкуренты исключаются из анализа из-за отсутствия информации).
Используя разработки И. Ансоффа и Ж.-Ж. Ламбена, диапазон активности или агрессивности инновационной стратегии можно квантифицировать на 5 уровней (табл. 8.1).
Содержание элементов признака «инновационная активность».
- Качество инновационной стратегии конкуренции (фирмы). Соответствие стратегии, миссии-предназначению и миссии-ориен- тации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.
- Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую часть потенциала, т. е. способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.
- Уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.
- Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное — это применение в ИД концепций и научных методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирования на клиентах».
Таблица 8.1. Уровни агрессивности (активности) инновационной стратегии
Наименование уровня
|
Индекс
|
Содержание уровня
|
Характер нововведений
|
Стабильность, устойчивость, постоянство
|
S
|
Уровень агрессивности (активности), основанный на опыте прошлой деятельности
|
Установившиеся рынки освоенной продукции
|
Реактивность — reactivity, реактивная — reactive
|
R
|
Уровень агрессивности (активности), основанный на экспертных знаниях
|
Расширение знакомых рынков; возрастающая адаптация продукции
|
Предвидение (предвидящая), предварение, упреждение — advance
|
A
|
Уровень агрессивности (активности), основанный на предвосхищении событий путем экстраполяции
|
Расширение за счет смежных рынков; освоение смежной продукции, основанное на знакомой технологии
|
Исследование — exploration, исследующая — exploratory
|
E
|
Уровень агрессивности (активности), основанный на новых ясных альтернативах
|
Расширение за счет новых рынков; концепция новой продукции; внедрение новых технологий
|
Творчество — creation, творческая — creative
|
C
|
Уровень агрессивности (активности), основанный на творческом подходе
|
Открытие новых рынков; создание новых образцов продукции, новых технологий
|
- Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию самой фирмы. Резкое необоснованное усиление активности сможет превратить компанию в так называемого мертвого героя, а неадекватная пассивность обрекает фирму на роль неудачницы.
- Соответствие реакции компании характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию:
- реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем фирма приступает к ее решению;
- активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия;
- планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».
- Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновативности «TAT» (turn — around — time):
- обновляемость продукции;
- обновляемость технологии и технологического оборудования;
- обновляемость знаний персонала;
- обновляемость организационных структур и другие показатели.
< назад | к содержанию | вперед >
|