Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати (1993 г.) в России действует следующая классификация научных организаций йо секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 2.1) [9].
Таблица 2.1. Секторы науки и их содержание
Сектор науки |
Содержание сектора |
Государственный |
Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, включая федеральные и местные органы (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.). Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном занимаются исследовательской деятельностью, касающейся общественных и административных функций |
Предпринимательский |
Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации |
Высшее образование |
Университеты и другие высшие учебные заведения независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем вузов, или управляемые ими, или ассоциированные с ними. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование, Министерство образования и науки РФ |
Частныйбесприбыльный (некоммерческий) |
Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профсоюзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством (тогда они относятся к госсектору). Частные индивидуальные организации |
Перечисленные в таблице научные организации и предприятия по источнику финансирования относятся к госбюджетным и внебюджетным.
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:
- государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
- создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;
- включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
- государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
- государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
- проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
- оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
- государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;
- оказание государством помощи в углублении внутренней и международной кооперации;
- создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
- осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.
Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Этот вопрос излагается по работе В. Г. Медынского и Л. Г. Шаршуковой [24].
Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» и др.
Субъектами образования внебюджетных фондов являются:
- Министерство образования и науки РФ (образует Российский фонд технологического развития);
- федеральные министерства — внебюджетные фонды соответствующих министерств;
- иные федеральные органы исполнительной власти — внебюджетные фонды ведомств;
- корпорации, концерны и ассоциации (далее — объединения) могут образовывать внебюджетные фонды объединений.
Большая роль в поддержке и развитии инновационной деятельности принадлежит не только законодательной базе, но и формированию в стране соответствующей инфраструктуры. Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов инновационного предпринимательства имеет первостепенное значение.
Определяющее место в структуре федеральных органов регулирования и поддержки инновационного предпринимательства занимают Президент Российской Федерации и высшие законодательные органы: Федеральное собрание, Государственная Дума, а также Правительство РФ, министерства и ведомства.
Создание бюджетных и внебюджетных федеральных фондов для содействия завершению рентабельных научных проектов, включая патентование за рубежом и сертификацию мирового уровня, что необходимо для выхода отечественных инновационных фирм на зарубежный рынок, делается для преодоления недостатков существующей системы финансирования инновационных проектов и для ускорения продвижения на рынок наиболее перспективных разработок.
Для осуществления государственной поддержки высокоэффективных инновационных проектов Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.
Значительное влияние на развитие инновационного предпринимательства в России оказывает деятельность Российского фонда фундаментальных исследований.
В целях создания инжиниринговых центров по внедрению нововведений Правительство РФ Постановлением от 15 апреля 1994 г. одобрило федеральную инновационную программу «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений (Инжиниринг-сеть России)».
Основные направления деятельности «Инжиниринг-сети»:
- интеграция с международной инжиниринг-сетью;
- формирование сети федеральных научно-технических центров нововведений;
- создание траст-фонда (банка) инжиниринг-сети России;
- повышение активности инжиниринг-сети через инкубацию «под ключ» фирм малого и среднего бизнеса;
- интеграция инжиниринг-сети с сетью высшего образования;
- формирование конкурентоспособной сети инжиниринга для системного и ускоренного решения экологических проблем;
- создание через региональный инжиниринг предприятий малого бизнеса (включая фермерство);
- активизация ресурсов конверсируемых предприятий за счет малозатратного формирования холдинг-инжиниринговых сетей, а затем организация с их помощью производственных холдингов.
Одним из важнейших направлений создания инновационной инфраструктуры в России является основание инновационных центров, технологических парков и инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.
Созданы Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.
< назад | к содержанию | вперед >