Экономическая библиотека онлайн

Цель и стратегия проекта

Отличают генеральную цель (миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.5).

Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:

  1. стратегический анализ;
  2. разработку и выбор стратегии;
  3. реализацию стратегии.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOT-анализ [4]).

К числу факторов внешней среды относят:

  • технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
  • ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
  • экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
  • ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
  • социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
  • политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика);
  • экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды);
  • конкуренты (количество, возможности).

Цель и стратегия проекта - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 2.5. Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК)

Внутренняя среда включает:

  • целевые рынки (нишу, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
  • маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
  • сбыт (объем продаж, скидки);
  • каналы распределения (как, через кого осуществляется продажа);
  • производство (оборудование, технологии, площади);
  • персонал (квалификацию, численность, мотивацию, корпоративную культуру);
  • снабжение (поставщиков, условия и системы поставки);
  • исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
  • финансы (структуру капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
  • номенклатуру продукции (степень диверсификации);
  • стратегию, которая разрабатывается исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:

  • корпоративную стратегию (общее направление развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);
  • деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке).

Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:

  1. лидерство в издержках,
  2. дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),
  3. концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);
  • функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

  • географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;
  • выбор корпоративной стратегии;
  • выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;
  • установку основного соотношения «продукт — рынок» для разработки концепции маркетинга;
  • функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;
  • выбор оптимальной группы клиентов;
  • основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
  • использование средств для обеспечения усиления положения на рынке — либо объединение усилий с другими компаниями, либо осключительно собственные средства.

Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенный элемент стратегии — фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 19):

  • видение (философию) организации;
  • господствующие ценности;
  • нормы и правила поведения;
  • ожидания предстоящих изменений;
  • процедуры и поведенческие ритуалы.
Предисловие

Введение в управление проектами

Основные фазы управления проектами

Специальные вопросы управления проектами

Процессы управления проектами

Управление рисками

  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками

Информационные системы управления проектами

  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами