Экономическая библиотека онлайн

Методы снижения проектных рисков

 

Все методы, позволяющие минимизировать проектные риски, можно разделить на три группы.

Диверсификация, или распределение рисков, — распределение усилий предприятия между видами деятельности, результаты которой непосредственно не связаны между собой. Позволяет распределить риски между участниками проекта. Распределение проектных рисков между его участниками — эффективный способ их снижения. Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказа в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев, поэтому распределение рисков между участниками повышает надежность достижения результата. Логичнее всего при этом сделать ответственным за конкретный вид риска того из его участников, кто обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать данный риск. Распределение рисков оформляется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов.

Распределение рисков фактически реализуется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. Следует иметь в виду, что повышение рисков у одного из участников должно сопровождаться адекватным изменением в распределении доходов от проекта, поэтому при переговорах необходимо:

определить возможности участников проекта по предотвращению последствий наступления рисковых событий;

определить степень рисков, которую берет на себя каждый участник проекта;

договориться о приемлемом вознаграждении за риски;

следить за соблюдением паритета в соотношении рисков и дохода между всеми участниками проекта.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в его выполнении.

Российские эксперты [2, 3, 5, 6, 13, 14] рекомендуют следующие примерные нормы непредвиденных расходов (табл. 20.13).

Минимизация рисков увеличивает проектные затраты, но зато увеличивает и проектную прибыль. Часть резерва всегда должна находиться в распоряжении менеджера проекта (остальной частью резерва распоряжаются в соответствии с контрактом другие участники).

Таблица 20.13

Нормы резервирования средста на непредвиденные расходы

Необходимое условие успеха проекта — превышение предполагаемых поступлений от реализации проекта над оттоками денежных средств на каждом шаге расчета. С целью снижения рисков в плане финансирования необходимо создавать достаточный запас прочности, учитывающий следующие виды рисков:

риск незавершенного строительства (дополнительные затраты и отсутствие запланированных на этот период доходов);

риск временного снижения объема продаж продукции проекта;

налоговый риск (невозможность использования налоговых льгот и преимуществ, изменение налогового законодательства);

риск несвоевременной уплаты задолженностей со стороны заказчиков.

При расчете рисков необходимо, чтобы сальдо накопленных реальных денег в финансовом плане проекта на каждом шаге расчета было не менее 8% планируемых на данном шаге затрат. Кроме того, необходимо предусматривать дополнительные источники финансирования проекта и создание резервных фондов с отчислением в них определенного процента с выручки от реализации продукции.

Страхование рисков. В случае если участники проекта не в состоянии обеспечить его реализацию при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходимо осуществить страхование рисков. Страхование рисков есть по существу передача

определенных рисков страховой компании. В зарубежной практике предусматривается полное страхование инвестиционных проектов, но условия российской действительности позволяют пока только частично страховать риски проекта: здания, оборудование, персонал, некоторые экстремальные ситуации и т.д. Выбор рациональной схемы страхования представляет собой достаточно сложную задачу.

Эффективность методов снижения рисков определяется с помощью следующего алгоритма:

рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для проекта;

определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;

определяется перечень возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности и опасности рискового события;

определяются дополнительные затраты на реализацию предложенных мероприятий;

сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств вслед — ствие наступления рискового события;

принимается решение об осуществлении или об отказе от проти- ворисковых мероприятий;

процесс сопоставления вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению повторяется для следующего по важности риска.

Предисловие

Введение в управление проектами

Основные фазы управления проектами

Специальные вопросы управления проектами

Процессы управления проектами

Управление рисками

  1. Основные понятия и структура управления рисками
  2. Методы анализа проектных рисков
  3. Методы снижения рисков
  4. Организация работ по управлению рисками

Информационные системы управления проектами

  1. Управление коммуникациями
  2. Информационная система управления проектами