Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск



И.А. Лаврухина
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

к содержанию

 

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ КАК НАУКА

 

«Состояние любой науки отражает
в скрытом виде ее историю.
И оно не может быть удовлетворительно
изложено, если это скрытое присутствие
не сделать открытым»

Й. Шумпетер

Предмет истории экономических учений – процесс возникновения, развития и смены теоретических идей и взглядов отдельных экономистов, школ и направлений экономической мысли в различные эпохи и в различных странах в тесной связи с историей экономики, основными направлениями философской мысли и конкретными экономическими дисциплинами.

 

Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой

 

Рождение тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. К примеру, меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. И это было обусловлено небывалым ростом торговых операций, великими географическими открытиями, усилением роли и влияния представителей торгового капитала. Накопление благородных металлов, золота и серебра меркантилисты рассматривали как главную цель хозяйственного развития, основную заботу государства. Развитие рыночных отношений периода свободной конкуренции породило необходимость создания логически стройной и взаимоувязанной (хотя и противоречивой) системы экономических знаний, нашедшей свое выражение в формировании классической школы политической экономии.

Все последующие школы и концепции экономической науки (при всей относительности научного знания) так или иначе связаны с изменениями в хозяйственной жизни, с потребностями экономической практики.

С другой стороны, сами экономические идеи и концепции оказывают активное обратное влияние на экономическую жизнь посредством выработки рекомендаций для экономической политики. Наиболее важной является проблема определения идеальной модели социально-экономического устройства общества, наиболее пригодной для осуществления хозяйственной политики.

Это заставляет вновь и вновь обращаться к «позитивной» (теоретической) экономической науке, так как без ее развития, без глубоких обобщений и выводов невозможна и «нормативная» (прикладная) наука, призванная давать советы, рекомендации, обосновывать принципы, установки, которым надлежит следовать в практической деятельности (торговле, бизнесе, производстве).

 

< назад | к содержанию | вперед >


captcha