Экономическая библиотека онлайн

Маржиналистская революция и генезис неоклассики. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание

 

«Если бы нам пришлось дать определение Бем-Баверку, чтобы установить его место в истории экономической науки, вернее всего следовало бы назвать его “буржуазным Марксом”»

Й. Шумпетер

«“Элементы” Вальраса были пролегоменами или Великой Хартией современной экономической теории»

Й. Шумпетер

«Принципы политической экономии» (Маршалла – И. Л.) – это одна из немногих “работающих книг”, единственный трактат XIX века, который все еще полезен всем, кто пытается постигнуть механизм и лабораторию рыночной экономики, поскольку она содержит строгое объяснение ценообразования в условиях долгосрочного равновесия»

М. Блауг

В 70–90-е гг. XIX в. определяющее влияние в развитии экономической теории приобрело новое направление экономической мысли, альтернативное классической школе – маржинализм (от английского marginal – предельный). Термин «маржинализм» был введен позже английским экономистом Д. Гобсоном в его книге «Труд и богатство» и обозначал уже сложившуюся систему взглядов. Маржинализм оценивается как новый этап в развитии экономической мысли, который был вызван изменениями как в самой экономике, так и в представлениях человека о ней, т. е. прогрессом в науке – ее естественных и гуманитарных отраслях.

В последней трети XIX в. наметился переход от свободной конкуренции к экономике, где доминируют монополии и олигополии. В результате многократно возросли объемы производства, производство диверсифицировалось. Перед экономикой и практически действующими экономическими агентами встала уже проблема не накопления капитала, а проблема реализации товаров. Поэтому теоретические исследования все больше перемещались из сферы производства в сферу обращения. А в сфере обращения, как мы знаем, главным фактором выступает поведение экономических субъектов, и, прежде всего, потребителей. Обострение в рассматриваемый период конкурентной борьбы между экономическими агентами за ресурсы (особенно сырье и энергию) выдвигает на первый план проблему редкости, а обострение социальных противоречий между предпринимателями и наемными рабочими и одновременное распространение марксизма способствовали поиску нейтральной теории, которая не поддерживает ни капитал (как классическая школа), ни труд (как марксизм)

Появление маржинализма было подготовлено также и развитием самой экономической науки. Идейными источниками маржинализма являются:

• Теория полезности Фердинандо Галиани (1728–1787) и Этьена Кондильяка (1715–1780), которые первыми в истории экономической мысли сформулировали общепринятое сегодня понятие «полезность».

• «Математическая экономия» Антуана Курно (1801–1877). Курно сосредоточился на изучении не экономики в целом (макроэкономика), а поведении отдельных фирм, производящих товары и сбывающих их на рынке (микроэкономика). В построенной им экономической модели цены диктуют покупатели, а продавцы приспосабливают предложение (выпуск продукции) к спросу при различных ценах. Построив функцию спроса, отрицательно зависящую от цены, он ввел важное понятие «эластичности спроса», переоткрытое позже Маршаллом. Чем меньше эластичность спроса, тем меньше изменяется величина спроса в ответ на изменение цены. Очень низкой ценовой эластичностью обладают товары первой необходимости (пища и одежда).

Курно искал ответ на вопрос, при каких условиях прибыль от продажи товаров достигает максимума и доказал, что в случае чистой монополии прибыль максимальна при таком объеме продукции, когда предельные издержки равны предельному доходу. В состоянии же совершенной конкуренции прибыль максимальна при таком объеме продукции, когда предельные издержки равны среднему доходу. В этом случае выпуск максимален, а цены минимальны. Тем самым он строго доказал, что в случае дуополии цены ниже цены монополиста, но выше цены свободной конкуренции, а объем выпуска занимает промежуточное место между объемом продукции, максимизирующим прибыль монополиста, и большим объемом выпуска, максимизирующим прибыль в условиях свободной конкуренции.

• Иоганн Генрих фон Тюнен (1783–1850) неявно ввел понятие производственной функции, зависящей от труда и капитала и позволяющую путем взятия частной производной определить предельную производительность труда и капитала. Сформулировал правило, согласно которому максимум чистого дохода достигается тогда, когда предельная ценность отдачи каждого фактора равна его предельному расходу.

• Герман Генрих Госсен (1810–1858) внес важный вклад в понимание самой природы обмена. Если классические экономисты рассматривали обмен по принципу «равное меняется на равное», то Госсен понимал обмен как источник прироста полезности для каждого из участников обмена. Он обращал внимание на то, что в процессе обмена каждый отдает то, что ему менее полезно, и получает в обмен более ценное для него благо. Когда такое основание для обмена исчезает, прекращается и сам обмен. Госсен сформулировал законы, впоследствии названные его именем.

Первый закон Госсена: полезность данного блага убывает по мере увеличения его потребления. В точке полного удовлетворения она равна нулю.

Второй закон Госсена: если запаса благ недостаточно для полного удовлетворения человека, то совокупное наибольшее удовлетворение от них достигается тогда, когда прирост наслаждения от каждого вида благ становится одинаковым (т. е. когда равны предельные полезности каждого блага). Каждый субъект максимизирует свою суммарную полезность, если распределяет имеющиеся у него ресурсы между различными благами таким образом, что от последней единицы ресурса, потраченной на каждое благо, достигается одинаковое удовлетворение.

Идеи этих авторов «переоткрыты» затем в исследованиях австрийской школы и были положены в основу теоретической концепции маржинализма.

На основе рассмотренных исторических и идейных предпосылок и произошла переоценка ценностей классической школы. Это был настолько глубокий переворот в экономической науке, что вошел в историю экономической мысли в качестве «маржиналистской революции.

Этот переворот выразился прежде всего в изменении предмета исследований – проблема эффективной (оптимальной) аллокации существующих ограниченных ресурсов .

Глубокому переосмыслению подверглись и методологические принципы исследований:

– Методологический индивидуализм. В отличие от холистического подхода меркантилистов и классиков, которые мыслили в таких категориях, как страны и классы, маржиналисты придерживались методологического индивидуализма, т. е. объясняли общественные (в данном случае экономические) явления поведением отдельных индивидов. Общество в целом представлялось маржиналистам как совокупность атомистических индивидов – потребителей и производителей.

– Статический подход. Маржиналистов интересовал не динамический, а статический аспект экономической системы, не то, как изменяется экономика, а то, как она устроена. Изменение и динамика в этой теоретической системе трактовались как последовательность дискретных статических состояний (так называемая сравнительная статика).

– Равновесный подход. Маржиналисты стремились исследовать не просто статическое, а именно равновесное состояние, устойчивое к краткосрочным изменениям экономических переменных.

– Экономическая рациональность. Важнейшей предпосылкой маржиналистской теории является рациональное поведение хозяйственных субъектов. Состояние индивида является равновесным, если оно для него в данных условиях наиболее выгодно по сравнению с возможными альтернативами, т. е. оптимально. Отсюда предпосылки максимизации хозяйственными субъектами своих целевых функций: полезности для потребителей (домохозяйств) и прибыли для производителей (фирм).

– Предельный анализ. Центральное место в аналитическом арсенале маржинализма занимают предельные (marginal) величины, характеризующие дополнительное единичное или бесконечно малое приращение благ, доходов, трудовых усилий и т. д. (у классиков используются средние или средневзвешенные величины).

– Математизация. Принцип максимизации позволил трактовать экономические проблемы как задачи на оптимум и применять дифференциальное исчисление и другие математические инструменты анализа.

Начало «маржиналистской революции» положило независимое открытие в 70-х гг. XIX в. К. Менгером (Австрия), У. Ст. Джевонсом (Англия) и Л. Вальрасом (Швейцария) принципа снижающейся предельной полезности. Обычно выделяют два этапа маржиналистской революции.

Ранний маржинализм относится к 70–80 гг. XIX в. включает следую-щие школы: австрийскую, английскую, лозаннскую. Этот этап в истории экономической мысли получил название субъективного направления. В рамках этого этапа разработана альтернативная теория стоимости – теория предельной полезности (в противовес затратной теории стоимости классиков). На этом этапе ценность и цена выступали как чисто субъективные и психологические категории, определяемые с позиций конкретного потребителя.

Второй этап маржиналистской революции относится к 90-м гг. XIX века и представлен идеями А. Маршалла, Дж. Б. Кларка, В. Парето. На этом этапе происходит отказ от субъективного и психологического подхода первого этапа и переход к одновременному изучению потребления (спроса) и производства (предложения), не выделяя одной из сторон ценообразования и не противопоставляя их друг другу. «Новые» маржиналисты стали называться «неоклассиками». На данном этапе была создана двухкритериальная теория стоимости (базирующаяся на одновременном соизмерении предельных издержек и предельной полезности), разработаны проблемы распределения дохода в категориях предельного анализа.

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора