21.4. БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
Следует отличать контроль за деятельностью банков от регулирования бан ковской деятельности. Если регулирование осуществляется для поддержа ния надежной и эффективной работы всей банковской системы, то конт роль проводится для обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и проходит главным образом в условиях целостного и непрерывно го надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности.
Банковский надзор осуществляется в три этапа:
этап 1 — лицензирование, т.е. выдача специального разрешения на откры тие банка;
этап 2 — дистанционный (документарный) надзор, т.е, проверка отчетно сти, предоставляемой банком в надзорный орган;
этап 3 — инспектирование на местах, т.е. ревизия достоверности передава емой надзорным органам информации.
Начальный импульс к своему развитию банковский надзор и контроль полу чил в результате Великой депрессии 20—30-х годах XX века. Интернационализа ция банковского бизнеса после Второй мировой войны привела к необходимости сформировать международные правила и нормы банковского надзора. При Банкс международных расчетов (Базель, Швейцария) был создан Комитет но банков скому надзору и регулированию (Базельский комитет), рекомендации которого создали основу для разработки международных стандартов банковского на/пора.
Хотя в большинстве стран созданы национальные системы надзора, все они ориентированы на достижение трех основных целей:
1) поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;
2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;
3) защита интересов вкладчиков.
Наиболее разветвленную систему надзорных органов имеют США, где функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере наиболее часто переплетаются. В этой стране наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 году в соответствии с Законом «О национальной денежной едини це». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредит ных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.
Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхо ванию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.
При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, ком петентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в дан ной местности. Поскольку каждый штат вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побужда ет ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регули рования.
В отличие от других стран в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Департаментом Казначейства по надзору за сбере гательными учреждениями) и за кредитными союзами (Национальной ассоциа цией кредитных союзов).
Все органы, осуществляющие надзор и за банкам и, и за небанковскими орга низациями, в США решают две основные задачи:
1) осуществление надзора за выполнением правил и норм банковской деятельности, принятых ФРС, а также одобрение правил и инструкций по вопро сам управления активами и пассивами отдельных кредитных организаций;
2) проведение анализа отчетов и прочих документов банков и других финан совых институтов (для определения качества активов, оценки финансовою поло жения, и предупреждения крупных рисков).
Тесное сотрудничество между центральным банком, органами банковского надзора и министерством финансов характерно не только для США, но и для Великобритании, Германии и Франции. Одновременное этим надзорная роль цен трального банка особенно велика в Италии, менее существенна в Японии и Канаде и практически не имеет большого значения в Великобритании.
В процессе европейской интеграции границы между типами европейских финансовых компаний и финансовыми продуктами сглаживаются, что требует нового подхода к финансовому регулированию. Отдельные надзорные органы уже не в силах оценить должным образом риски финансовых конгломератов, деятель ность которых вызывает потребность оценки на групповой основе, координации отдельных регулирующих агентств или объединения в единое финансовое агент ство, использующее унифицированные методы контроля и надзора. Однако здесь существует опасность быть оторванным от деятельности сектора, который оно регулирует.