Экономическая библиотека онлайн

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах а. Смита и д. Рикардо. Экономическое учение А. Смита

«Пустым тщеславием было бы указывать на пункты, в которых мысль его [А.Смита – И. Л.] не была еще вполне ясной, ибо ему мы обязаны всем, даже позднейшим открытием истин, которые самому Смиту не были еще известны»
Ж. С. де Сисмонди

«Он [А. Смит – И. Л.] создал первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки»

М. Блауг

«Существует мало писателей, которым дан шанс …нравиться и тем и другим. Давид Рикардо входит в число таких редких авторов. Классические и неоклассические экономисты, а также последователи Кейнса ведут свое генеалогическое древо от него. Это в равной степени относится к авторам марксистского социализма».
П. Самуэльсон

Адам Смит (1723–1790) считается творцом экономической науки. Хотя и до него был высказан целый ряд положений, определивших содержание классической политэкономии, но только А. Смиту удалось представить целостную картину экономики и разработать систему категорий и законов функционирования рыночной экономики на мануфактурной стадии ее развития. Основные труды: «Теория нравственных чувств (1759) – излагаются социально-философские идеи, представления А. Смита о справедливости и природе человека, о свободе и моральных обязательствах, заложенных Природой и Богом, о значении и месте материального интереса в жизни человека и общества. Важнейшей является идея доверия к человеку, которая была тесно связана с признанием его права на свободу, в том числе свободу в области хозяйствования; «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) – анализируются причины роста богатства нации, роль труда в этом процессе, факторы увеличения его производительности и другие вопросы, научное решение которых позволяет сегодня говорить о возникновении политической экономии как науки.

А. Смит был знаком с лучшими достижениями философской и экономической мысли своего времени и опирался на них. Положения предшественников по классической школе, на которые опирается А. Смит:

  • богатство – это материальные блага (по А. Смиту – «обилие благ на душу населения»). А. Смит выделяет еще один смысловой уровень этого понятия – обогащение, увеличение богатства нации – проблема экономической динамики;
  • сфера создания богатства – производство;
  • источник богатства – труд;
  • идея «естественного порядка»;
  • идея экономического либерализма;
  • деление общества на классы.

«Исследование о природе и причинах богатства народов» – о богатстве и факторах его роста. Состоит из 5-ти книг.

  1. «О причинах усовершенствования труда и распределении его произведений между различными классами народа». Изучается доход нации и составляющих ее крупнейших классов.
  2. «О природе запасов. Об их скоплении и употреблении». Исследуются проблемы капитала и денег.

В этих двух книгах изложено собственно экономическое учение А. Смита. Новые положения – это анализ проблемы разделения труда как фактора роста богатства, теория стоимости, теория распределения – т. е. теория образования основных доходов в обществе, теория производительного труда, теория общественного воспроизводства (простого и расширенного).

  1. «О различном движении общественного благосостояния у различных народов» представляет собой историю народного хозяйства основных стран Европы от падения Римской империи до последних дней (исходя из различий в росте «благосостояния стран»).
  2. «О социально-экономических системах» – история экономической мысли до А. Смита. Содержится оценка теории и практики меркантилизма и физиократов. А. Смит критикует меркантилистов за идею протекционизма, позитивно оценивает положение о равнозначности всех сфер производства, а физиократов – за идею, что только сельскохозяйственный труд производителен, и поддерживает выдвинутую ими идею экономического либерализма. В этой же книге формулируется принцип абсолютных преимуществ в торговле. А. Смит доказывает, что свободный обмен между странами так же выгоден, как и между отдельными людьми – в результате такого обмена снижаются цены и растет производство товаров.
  3. «О доходе государя и государстве». В ней анализируются функции государства, а также государственные финансы – доходы, расходы государства и др. А. Смит делает вывод, что в рыночной экономике функции государства ограничены (оборона, правосудие, общественные блага).

Структура и содержание книги позволяют выделить такие методологические черты учения А. Смита, как:

  • существование «естественных» законов, действующих во всех сферах экономики;
  • концепция человека, действующего только под влиянием своих материальных, экономических интересов (сегодня эту концепцию называют концепцией «экономического человека»);
  • микроэкономический подход (все, что верно в отношении одного человека, верно и в отношении целого общества);
  • положение о «невидимой руке» (механизме рынка), которая независимо от воли и намерений индивида направляет его к наилучшим результатам, обеспечивая единство его эгоистического интереса и общественной выгоды. Главный мотив хозяйственной деятельности – это удовлетворение своекорыстного интереса. Реализовать его «экономический человек» может, только оказывая услуги другим людям (предлагая в обмен свой продукт или свой труд). Таким образом, люди помогают друг другу и одновременно способствуют росту богатства нации, хотя каждый из них преследует свой собственный интерес. Естественное стремление людей улучшать свое материальное положение – это такой мощный стимул, что если ему предоставить действовать без помех (исключить вмешательство государства), то он сам способен привести общество к благосостоянию путем роста богатства. Отсюда важнейшая закономерность: общественная польза прямо пропорциональна доходу «экономического человека»;
  • способы исследования: каузальный (причинно-следственный); логической абстракции; сочетание аналитического (эзотерического) с описательным (экзотерическим).

Теоретические достижения системы А. Смита

Богатство нации, по А. Смиту, представляет собой продукты материального производства. При определении факторов богатства А. Смит исходил из двух возможных его определений.

  1. Во-первых, с точки зрения богатства, как массы благ, приходящихся на душу населения, он выделял два фактора богатства:
    • производительность труда;
    • в какой пропорции делится народ на тех, кто занят производительным трудом, и тех, кто им не занят.
  2. Во-вторых, с точки зрения динамики, т. е. роста богатства (необходимо увеличивать количество производительных работников или увеличивать производительность их прежнего числа, или то и другое вместе). Это почти всегда возможно только при умножении капиталов. Отсюда главный источник увеличения общественного продукта – это сбережения, другими словами – это готовность не полностью потреблять свои доходы, а часть из них направлять на наем дополнительных производительных работников.

Под производительным трудом Смит понимал весь труд, занятый в сфере материального производства, тот труд, который увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляется . Главным фактором роста производительности труда Смит считал разделение труда (вспомним ставший классическим его пример со специализацией труда в булавочной мануфактуре). В свою очередь, факторами определяющими степень развития разделения труда, по Смиту, являются объем рынка, развитие путей сообщения, количество населения.

Теория стоимости

А. Смит отмечает, что понятие «стоимость» имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда – возможность приобретения других вещей, которую дает обладание данным предметом. Первую он называет потребительной стоимостью, вторую – меновой стоимостью. А. Смит обращает внимание на то, что очень часто товары, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, имеют совсем небольшую меновую стоимость или совсем ее не имеют, и наоборот. (Классический пример с водой и алмазом.)

У Смита представлены три концепции стоимости.

  1. С одной стороны, признавая равнозначность всех видов производительного труда с точки зрения создания стоимости, Смит приходит к выводу, что стоимость не что иное, как количество заключенного в товаре необходимого труда. Таким образом, труд является не только источником богатства, но и мерой стоимости. Заметим, что трудовая теория стоимости имеет и социальное содержание: определение стоимости трудом предполагает всеобщность и равенство (в качественном смысле) всех видов труда. Это можно трактовать как признание равенства всех людей: если в обмене товары равны, значит, труд производителей этих товаров одинаков, и они равнозначны как личности.
Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах а. Смита и д. Рикардо. Экономическое учение А. Смита - Экономическая библиотека онлайн
Рис. 5.2. Факторы богатства по А.Смиту

В результате разделения труда люди производят различные товары, а затем обмениваются ими. Деньги, возникающие в результате договоренности межу людьми, выступают как техническое орудие, облегчающее ход экономических процессов, поэтому необходимо выявить правила, согласно которым люди обменивают товары.

  1. Вторая концепция сводится к тому, что стоимость определяется тем количеством труда, которое можно купить на данный товар. Если рассматривать простое товарное производство, то принципиальной разницы между первой и второй концепциями нет. Однако если взять производство, в котором существуют капитал и наемный труд, то картина складывается иная. В этом случае, как заметил Смит, работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. «В большинстве случаев он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его. В таком случае количество труда, обычно затрачиваемого на производство какого-либо товара, не является единственным условием для определения количества труда, которое может быть куплено или получено в обмен на него». Другими словами, предприниматель получает большую стоимость, чем платит за труд. Налицо нарушение принципа эквивалентности, являющейся основой трудовой теории стоимости. Пытаясь избежать этого противоречия, Смит делает вывод, что стоимость товаров определяется трудом только в «первобытном» состоянии общества.
  2. В условиях же капиталистического производства стоимость (меновая стоимость или естественная цена), по мнению Смита, складывается из издержек, включающих заработную плату, прибыль и ренту: «заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости». Эта концепция А. Смита позже была положена в основу так называемой теории трех факторов производства. Однако Д. Рикардо и позже К. Маркс критиковали это определение. К. Маркс назвал его «догмой Смита», обращая внимание на то, что в этом определении стоимости отсутствует такая необходимая часть, как затраты капитала.

Таким образом, теория стоимости Смита носит двойственный характер. Одни авторы рассматривают это в качестве недостатка, внутренней несогласованности работы, другие, напротив, в наличии нескольких подходов усматривают своего рода достоинство, более полное соответствие реальной экономической практике.

Из теории стоимости А. Смита вытекает и его теория распределения продукта. И она так же двойственна, как и его теория стоимости. С одной стороны, если конечным основанием стоимости считать труд, то весь продукт труда должен принадлежать непосредственному производителю. По мнению Смита, так и было в обществе, где в одном лице соединялись и собственник факторов производства, и производитель. В условиях же капиталистического производства, когда работник отделен от средств производства, часть созданного им продукта вычитается в пользу землевладельца (в форме ренты) и в пользу предпринимателя (в форме прибыли). По существу, Смит рассматривает эти формы дохода как присвоение неоплаченного труда. Однако Смит считает такое присвоение естественным, так как если бы предприниматель не рассчитывал на получение прибыли на свой капитал, то «он не имел бы никакого интереса нанимать работника».

С другой стороны, у Смита существует и трактовка источника доходов, вытекающая из его концепции стоимости как суммы доходов. В этом случае прибыль и рента не могут быть вычетами из стоимости созданного продукта, поскольку капитал и земля как факторы производства участвуют на равных в создании стоимости продукта и соответственно претендуют на свою долю в виде соответственно прибыли и ренты.

Определяя стоимость через доходы, Смит пытается выяснить, чем определяется естественная норма каждого дохода.

Заработная плата. Обычно уровень заработной платы, по наблюдению Смита, зависит от договора между предпринимателями и рабочими. Как правило, в этом торге силы сторон не равны: собственники капитала и земли могут прожить долго, не нанимая рабочих, а рабочие и недели не могут прожить без дохода от своего труда. Но это не значит, что размеры заработной платы определяются прожиточным минимумом, который Смит называет «самой низкой нормой, которая только совместима с простой человечностью».

В реальности уровень заработной платы определяется многими факторами: национальными и культурными особенностями, а также динамикой богатства страны. Оплата труда всегда выше не в богатых странах, а в «быстро богатеющих» (т. к. это вызывает повышенный спрос на труд).

По Смиту, для общества выгодна высокая заработная плата, т. к.:

  • ни одно общество не может процветать, если значительная часть его членов бедна и несчастна;
  • высокая заработная плата увеличивает трудолюбие;
  • рост заработной платы заставляет предпринимателей искать способы повышения производительности труда (технический прогресс).

А. Смит выделял «хлебную» и «денежную» заработную плату (в современной терминологии – реальную и номинальную).

Прибыль, по Смиту – это доход на капитал, и его не следует смешивать с заработной платой за особый вид труда по управлению. Прибыль – это часть созданной рабочими стоимости, которая достается предпринимателю, авансировавшему капитал в виде материалов и заработной платы. Прибыль пропорциональна величине вложенного капитала. В ходе экономического развития норма прибыли (прибыль на единицу вложенного капитала) падает вследствие роста заработной платы, обострения конкуренции и из-за сокращения сфер прибыльного применения капитала. Наконец, сами капиталы возрастают в объеме, так что даже при неизменном размере прибыли ее норма снижается. Но это вовсе не означает, что страна идет к упадку. По Смиту норма прибыли низка в богатых странах и высока в бедных.

Рента трактуется Смитом как излишек продукции, который всегда более чем достаточен для возмещения капитала и для получения прибыли на него и рассматривается как результат особой щедрости природы. Другими словами, Смит признавал, что в земледелии работает и создает продукт не только человек, но и земля (влияние физиократов). Это влияние в полной мере удастся преодолеть только Д. Рикардо.

Теория капитала.

Капитал Смит определяет как одну из частей запасов, от «которой ожидают получить доход», другая часть запасов идет на непосредственное потребление. В трактовке капитала Смит существенно продвинулся вперед по сравнению с физиократами: производительным он считает капитал, занятый в любой сфере материального производства (у физиократов – только в сельском хозяйстве). А. Смит ввел деление капитала на основной и оборотный. В основной капитал он включал, кроме прочего, «приобретенные и полезные способности всех жителей или членов общества» (по сути – «человеческий капитал»).

Накопление капитала Смит рассматривал как ключ к богатству нации. Предпринимателей, функцией которых как раз и есть накопление, он относил к производительному населению. Соответственно бережливость признавалась важнейшей добродетелью. У Смита бережливость, а не трудолюбие является причиной возрастания капитала, т. к. «…хотя трудолюбие и создает то, что накопляет сбережение, но капитал бы никогда не смог бы возрастать, если бы бережливость не сберегала и не накопляла». А. Смит оптимистичен в оценке перспектив накопления капитала и взаимоотношений между классами. Динамика благосостояния рабочих зависит от роста капитала: чем выше спрос на труд, тем выше его цена. При этом рост заработной платы не препятствует накоплению капитала, т. к. рост заработной платы сопровождается увеличением производительности труда в силу технических усовершенствований, а значит снижением затрат на единицу продукции. Таким образом, прибыль не падает, а увеличивается.

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора