История экономических учений — это область знаний, изучающая развитие экономических идей и теорий от древности до наших дней. Она помогает понять, какие концепции о экономике существовали в разные исторические периоды и как они влияли на общества.
История экономических учений обычно делится на несколько ключевых этапов:
Древний мир: Идеи об экономике можно найти в работах древних философов, таких как Аристотель и Платон. Они обсуждали темы, связанные с обменом, ценностью, деньгами и правительственными вмешательствами.
Средние века: В период средних веков идеи об экономике стали более систематизированными. Такие мыслители, как Томас Аквинский, рассматривали справедливость в обмене и ценообразовании.
Эпоха просвещения: В 18 веке во времена просвещения появились классические экономические идеи Адама Смита, основателя политической экономии. Он выдвинул концепцию свободного рынка и саморегулирования через закон предложения и спроса.
19 век и марксизм: Экономические теории Карла Маркса развились в этот период и выразились в его трудах, таких как «Капитал». Марксизм сосредотачивался на идеях классовой борьбы и критике капитализма.
20 век: В 20 веке появились различные школы экономической мысли, включая кейнсианство, неоклассическую экономику, монетаризм и новую классическую экономику. Каждая из этих школ имела свои уникальные идеи о том, как должна функционировать экономика.
Современность: В современные времена исследователи экономических учений изучают развитие новых концепций, связанных с мировой торговлей, макроэкономической стабильностью, инновациями, развитием технологий и экологической устойчивостью.
История экономических учений помогает сформировать понимание того, как экономические идеи формировали наш мир и как они могут влиять на будущее.
И.А. Лаврухина История экономических учений
История экономических учений как наука
- Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
- Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
- Понятие школы и направления в истории экономической науки
- Функции истории экономических учений
- Методы дисциплины«История экономических учений»
Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья
Меркантилизм
Становление классической школы
Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо
Эволюция концепции классической школы
Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины
Экономическое учение К. Маркса
Историческая школа
Институционализм
Маржиналистская революция и генезис неоклассики
- Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
- Австрийская школа
- Теория обмена и ценообразования
- Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
- Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
- Английский вариант теории предельной полезности
- Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
- Лозаннская школа
- Модель общего экономического равновесия
- Кембриджская школа
- Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
- Принцип экономического равновесия и теория цены
- Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
- Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка
Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований
- А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
- Синтетическая концепция И. Шумпетера
- Методология и история экономического анализа
- Теория экономической динамики
- Концепция общественного развития
- Теории процента и денег
- Теории монополистической конкуренции
- Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон