Экономическая библиотека онлайн

Управление персоналом организации

Кибанов а.Я. — Управление персоналом организации

Предисловие

глава 1. Человеческие ресурсы трудовой деятельности

1.1. Историческое развитие труда и деловой предприимчивости

1.2. Теории управления о роли человека в организации

1.3. Социальная политика государства и организации

1.4. Социология труда и организаций

1.5. Трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации

1.6. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала

1.7. Государственная система управления трудовыми ресурсами

глава 2. Методология управления персоналом организации

2.1. Философия управления персоналом

2.2. Концепция управления персоналом

2.3. Закономерности и принципы управления персоналом

2.4. Методы управления персоналом

2.5. Методы построения системы управления персоналом

глава 3. Система управления персоналом организации

3.1. Организационное проектирование системы управления персоналом

3.2. Цели и функции системы управления персоналом

3.3. Организационная структура системы управления персоналом

3.4. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом

3.5. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом

3.6. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом

глава 4. Стратегическое управление персоналом организации

4.1. Кадровая политика организации – основа формирования стратегии управления персоналом

4.2. Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом

4.3. Система стратегического управления персоналом организации

4.4. Стратегия управления персоналом организации

4.5. Реализация стратегии управления персоналом

глава 5. Планирование работы с персоналом организации

5.1. Основы кадрового планирования в организации

5.2. Оперативный план работы с персоналом

5.3. Маркетинг персонала

5.4. Планирование и прогнозирование потребности в персонале

5.5. Трудовые показатели в системе кадрового планирования

5.6. Планирование производительности труда

глава 6. Технология управления персоналом организации

6.1. Наем, отбор и прием персонала

6.2. Подбор и расстановка персонала

6.1. Деловая оценка персонала

6.4. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала

6.5. Основы организации труда персонала

6.6. Высвобождение персонала

6.7. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом

глава 7. Технология управления развитием персонала организации

7.1. Управление социальным развитием

7.2. Организация обучения персонала

7.3. Организация проведения аттестации персонала

7.4. Управление деловой карьерой персонала

7.5. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала

7.6. Управление кадровым резервом

7.7. Инновации в управлении персоналом

глава 8. Управление поведением персонала организации

8.1. Теория поведения личности в организации

8.2. Теоретические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала

8.3. Материальное и нематериальное стимулирование персонала

8.4. Управление мотивацией и стимулированием трудовой деятельности

8.5. Этика деловых отношений

8.6. Организационная культура

8.7. Управление конфликтами и стрессами

8.8. Безопасность, условия и дисциплина труда персонала

глава 9. Оценка результатов деятельности персонала организации

9.1. Анализ и описание работы (должности) и рабочего места

9.2. Оценка результатов труда персонала организации

9.3. Оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом

9.4. Оценка затрат на персонал организации

9.5. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

9.6. Аудит персонала

Предисловие

Экономические реформы, проводимые в России, существенно изменили статус организации как основного звена экономики. Появились частные организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, смешанные, имеющие коллективную собственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными органами, с производственными и иными партнерами, работниками. Появились новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим изменились отношения между руководителями организации, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации.

Настоящий учебник ставит своей целью вооружить читателя знаниями нового механизма управления персоналом организации в складывающейся рыночной среде. Логически построенная структура учебника охватывает широкий круг проблем управления персоналом организации — от истории развития труда человека до оценки эффективности его деятельности.

При подготовке четвертого издания авторы сочли необходимым внести изменения и дополнения в ряд глав учебника, которые связаны в основном с принятием Трудового кодекса РФ и процессом реформирования, проводимым Правительством РФ. Переработка коснулась также глав, материал которых устарел за годы со дня выхода в свет третьего издания (дополнены и переработаны параграфы: 1.7 «Государственная система управления трудовыми ресурсами», 5.5 «Трудовые показатели в системе кадрового планирования»,

«Автоматизированные информационные технологии управления персоналом», 7.1 «Управление социальным развитием»,

«Инновации в управлении персоналом», 8.2 «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», 8.3 «Оплата труда персонала», 8.6 «Организационная культура», 8.8 «Безопасность, условия и дисциплина труда персонала» и др.).

Познакомившись с материалами первой главы, читатель получит необходимые сведения об истории развития труда и деловой предприимчивости в России, теориях управления персоналом, социальной политике и социологии труда, трудовых ресурсах, социально-трудовых отношениях и занятости персонала, государственной системе управления трудовыми ресурсами.

Вторая глава посвящена рассмотрению методологии управления персоналом организации. В ней излагаются философия и концепция управления персоналом организации, закономерности, принципы, методы управления персоналом и построения системы управления персоналом в рыночных условиях.

В третьей главе освещается система управления персоналом организации: излагаются основы организационного проектирования и построения системы управления персоналом организации, метол ы формирования целей, функций, организационной структуры системы управления персоналом. Кроме того, в главе достаточно подробно рассматриваются вопросы кадрового, информационного, технического, нормативно-методического, правового и документационного обеспечения системы управления персоналом.

Четвертая глава учебника посвящена проблемам стратегического управления персоналом организации. Обосновывается необходимость разработки кадровой политики организации на основе стратегического управления организацией и ее персоналом. Здесь рассматриваются вопросы разработки систем стратегического развития персонала организации и стратегии управления персоналом, реализации стратегии управления персоналом.

Пятая глава посвящена проблемам планирования работы с персоналом организации. Здесь раскрыта сущность, определены цели и задачи кадрового планирования, рассматриваются структура и содержание оперативного плана работы с персоналом. Дается определение маркетинга персонала, анализируется порядок его проведения, излагается методика определения потребности в персонале, а также приводятся источники ее покрытия. В этой главе рассматриваются такие важные проблемы, на которых базируется кадровое планирование, как планирование и анализ трудовых показателей, планирование производительности труда.

В шестой главе последовательно рассматривается весь технологический цикл работы с персоналом организации, начиная с поступлении на работу и кончая увольнением: наем, оценка, отбор и прием на работу, подбор и расстановка персонала, деловая оценка персонала на всех стадиях его деятельности; социализация, профориентация и трудовая адаптация, организация труда персонала; высвобождение персонала как в связи с увольнением по тем или иным причинам, так и в связи с уходом на пенсию. В заключение главы рассматриваются современные автоматизированные информационные технологии управления персоналом.

Седьмая глава посвящена изложению технологии управления развитием персонала организации. Рассматриваются вопросы управления социальным развитием, организации обучения и аттестации персонала, управления деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом, управления нововведениями в работе с персоналом.

В восьмой главе освещены вопросы управления поведением персонала организации. Глава начинается с изложения современной теории поведения личности в организации. Рассматриваются основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала, материальное и нематериальное стимулирование, формы оплаты труда, система управления мотивацией и стимулированием персонала. В главе подробно излагаются вопросы управления конфликтами, стрессами, этики деловых отношений, формирования организационной культуры. Специальный раздел посвящен рассмотрению вопросов управления безопасностью, условиями, дисциплиной труда и охраной здоровья персонала.

В завершающей — девятой главе учебника освещается круг вопросов, относящихся к анализу и описанию работы и рабочего места, оценке результативности труда персонала, функционирования подразделений системы управления персоналом и организации в целом. Здесь же излагается методика оценки затрат на персонал организации и оценки социальной и экономической эффективности проектов совершенствования управления персоналом организации, учитывающая новую рыночную среду. В заключение главы рассматриваются основы аудита персонала.

Каждая глава заканчивается контрольными вопросами, которые позволяют читателю оперативно проверить степень освоения прочитанного материала.

Популярные статьи

Евгений Слуцкий

Евгений Людвигович Слуцкий (1896-1983) был советским экономистом и ученым, одним из основных представителей советской экономической мысли. Его работа оказала значительное

Читать полностью »
Теория ограничений

Теория ограничений (Theory of Constraints, TOC) разработана Э. Голдратом. В ней организация рассматривается как система взаимосвязанных процессами ресурсов, взаимодействие которых

Читать полностью »
Проектный анализ

Проектный анализ проводится как на прединвестиционной, так и на проектной стадиях инвестиционной фазы, с тем чтобы всесторонне исследовать будущий проект,

Читать полностью »
Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика

Объектом страхования гражданской ответственности авиаперевозчика являются не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам

Читать полностью »