И.А. Лаврухина
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

к содержанию

 

Кембриджская школа

 

А. Маршалл (1842–1924), наиболее видный представитель Кембриджской школы маржинализма, вошел в историю экономической мысли как основатель неоклассического направления.

Основные работы: «Промышленность и торговля (1919).

«Принципы экономикс» (1890) в трех томах (в русском переводе «Принципы политической экономии»). Эта книга стала своего рода библией студентов-экономистов.

Задачей экономической науки, предметом ее исследования Маршалл считал сбор информации, обобщение и анализ человеческого поведения. Маршалл предполагал существование совершенной конкуренции (т. е. конкуренции, «не испорченной» ни вмешательством государства, ни монополией). Определяющими признаками совершенной конкуренции А. Маршаллу являются следующие:

• абсолютную гибкость цен;

• ни один производитель и потребитель не влияет существенно на общий объем спроса и предложения;

• все обладают одинаковой информацией о рынке для принятия решений.

Первый том «Принципов экономикс» – это общее введение в исследование экономической науки; второй том посвящен проблемам спроса и предложения и отношениям распределения; в третьем томе рассматриваются финансы, торговля и будущее промышленности. В целом все три тома охватывают главные проблемы экономической школы, получившей название «неоклассическая школа».

Отличия неоклассической школы от классической:

• В центре исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих (классики уделяли главное внимание теории стоимости).

• А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка (трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности). Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

• Не отрицает необходимости государственного регулирования (классики выступали за полное невмешательство), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

• Представляет собой далеко не однородную школу. Экономисты-неоклассики отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Классическая школа, в принципе, является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

• Широко использует графики, схемы, экономико-математические модели. Это не только иллюстративный материал, но прежде всего инструмент теоретического анализа.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить