Налоги

 

«В этом мире неизбежны только смерть и налоги», — сказал Бенджамин Франклин в 1789 году. Конечно, он был не первым человеком, жаловавшимся на налогообложение. Хитроумные схемы отъема денег у населения появились тогда же, когда и правители. Как сказано в Библии, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи, регистрировавшей облагаемое налогами имущество; английская «Книга Страшного суда», составленная в 1086 году по приказу Вильгельма Завоевателя, содержала в основном сведения о людях, с которых он мог взять налоги; китайцы должны были платить подоходный налог уже в 10 году н. э.

Даже сегодня налоги остаются одной из острейших политических тем. Президента Джорджа Буша-старшего и ныне помнят по предвыборному обещанию 1988 года: «Читайте по губам: никаких новых налогов». Увы, состояние государственных финансов такой политике не благоприятствовало, и четыре года спустя избиратели вы сказались против Буша-старшего, после чего налоги поднимались несколько раз.

Уже на заре истории люди противились тому, что у них отбирают «кровные», тяжким трудом заработанные деньги, — и часто бывали правы. В прошлом сборщики податей были куда более жестокими. Некогда от крестьян и ремесленников, которые не могли заплатить налоги, требовали продать в рабство дочерей и жен. Жалобы на то, что налогоплательщики не в состоянии влиять на политику государства (через, например, избирательное право), привели к подписанию Великой хартии вольностей в 1215 году, Французской революции, а также к Бостонскому чаепитию и американской Войне за независимость.

Однако почти во всех этих случаях требуемые налоги были незначительны по сравнению с теми, которые граждане большинства стран мира должны платить сегодня. Часто налоги не превышали 10 % и собирались редко — скажем, для финансирования войн, а они шли не всегда. Сегодня даже в Швейцарии, которая ни с кем воевать не намерена, средний работник отдает государству 30 % своей зарплаты.

Искусство налогообложения. Что изменилось? Вторая половина XX века стала на Западе эпохой всеобщего благоденствия и апофеозом социального обеспечения. Правительства по всему миру вдруг взяли на себя обязательства оплачивать здравоохранение, образование, общественную безопасность, поддерживать безработных и пожилых; на все это нужно куда больше денег, чем раньше. Получить средства можно было, подняв налоги.

И не только подоходный (удерживающий часть зарплаты). В распоряжении государства целый шведский стол налогов, включая такие пункты меню, как налог с оборота (он же налог ad valorem, «на объявленную стоимость», взимаемый в момент покупки, в том числе акциз с фиксированной ставкой на товары вроде топлива); налог на прирост капитала (с прибыли от продажи инвестиции, которая увеличилась в цене); налог на юридическое лицо (с прибыли компании); налог на наследство (с имущества покойного); налог на недвижимость (с купли-продажи домов); пошлины на импорт и экспорт (они же таможенные тарифы); экологические налоги (на выбросы экологически вредных веществ) и налог на богатство (со стоимости чьего-либо имущества).

В большинстве стран мира правом взимать налоги обладают и центральное правительство, и местные самоуправления. Последние чаще полагаются на налоги на имущество, в то время как государство облагает налогом доход.

С середины XX века роль налоговых систем стала двоякой: они финансируют структуры, которые защищают граждан (армия, полиция, спасательные службы, суды, политики), и перераспределяют доход, отдавая деньги тех, кто может позволить себе с ними расстаться, тем, кому они нужны. Обычно по мере того, как страна богатеет, она берет с граждан все больше налогов.

Принципы налогообложения по Смиту. Принципы налогообложения по Смиту. В «Богатстве народов» Адам Смит описал четыре принципа налогообложения.

1. Вклад человека должен быть пропорционален его доходу. Другими словами, те, кто больше зарабатывает, должны платить больше налогов. В большинстве государств действует прогрессивная налоговая система, при которой налогоплательщики с большим доходом отдают государству бо 2 льшую долю 2 дохода, нежели бедняки. Богачи не просто платят налоги — для них и ставка налога выше. Налоги также могут быть пропорциональными (включая налоги с фиксированной ставкой, когда все платят одну и ту же долю дохода) и регрессивными (когда доля дохода, взимаемая с богачей, меньше, чем доля дохода, взимаемая с бедняков). Как правило, в системах с прогрессивным подоходным налогом установлен и не облагаемый этим налогом минимум. С какой-то части дохода человек платит по одной ставке, с части дохода, превышающей предыдущую, — по другой и так далее.

2. Налог не может быть произвольным, он должен быть точно определен; время и способ его уплаты должны быть ясны для всех.

3. Налог должен взиматься в удобное плательщику время. Так, налог на арендную плату нужно взимать, когда эта плата получена.

4. Налоги не должны стоить больше, чем необходимо, — как для гражданина, так и для государства. Иначе говоря, налоги должны как можно меньше мешать людям жить. Слишком легко отбить у человека охоту работать больше, увеличив предельную ставку налога (ставку, по которой человек будет платить налог, если станет работать на час больше, чем сейчас). Впрочем, по этому поводу всегда идут споры: ряд экономистов считает, что налоговую систему следует рассматривать как инструмент, который поощ ряет граждан делать «правильные» вещи и отбивает охоту делать что-то другое. Так, в большинстве стран высокими налогами облагаются сигареты и алкоголь — с целью улучшить здо ровье населения.

Пределы налогообложения. Чем выше налоги, тем больше усилий люди прикладывают, чтобы их не платить. Это испытали на себе многие страны в 1970-х и 1980-х годах. Часть работников столкнулась с тем, что предельная ставка налога — ставка, по которой они платили бы налог на каждый дополнительный фунт или доллар заработка, — составляет 70 % или даже больше. Такие работники либо стремились работать меньше, либо избегали уплаты налога, вкладывая дополнительный заработок в пенсии или переводя его в зарубежный «налоговый рай». В эпоху, когда деньги нажатием клавиши можно перевести куда угодно, уследить за ними чрезвычайно трудно, а значит, государству сплошь и рядом не остается ничего, кроме как держать налоги на как можно более «конкурентоспособном» уровне.

Со временем разные виды налогов накапливались и срастались, с каждым годом усложняя систему и делая ее все более непроницаемой. Между прочим, когда в 1798 году Уильям Питт-младший внедрил в Великобритании подоходный налог, он настаивал на том, что это временная мера для сбора средств на войну с Наполеоном. Возможно, он и в самом деле так думал!

 

< Долг и дефляция | Все идеи | Безработица >

Основы

Течения

Как работает экономика

Финансы и рынки

Проблемы

Альтернативная экономика