Мультилатерализм
В XXI веке мировая экономика переживает один из величайших сдвигов в истории. Тектонические плиты, служащие фундаментом глобальной экономической структуры, тронулись с места и движутся быстрее, чем когда-либо ранее. Когда на мировую арену вышло новое поколение производителей во главе с Индией и Китаем, стало казаться, что США теряют непререкаемый статус супердержавы. В прошлом такие события часто порождали геополитическую нестабильность, но экономисты надеются, что на сей раз конфликт предотвратит тайное оружие — мультилатерализм.
Под мультилатерализмом понимают сотрудничество всех ведущих стран при принятии важнейших решений — в противовес ситуации, когда некая страна действует в одиночку (унилатерализм) или договаривается с другой страной либо группой стран (билатерализм). Может показаться, что мультилатерализм диктуется здравым смыслом, но увы: в эпоху глобализации могущественной силой стал экономический национализм.
Когда страна решает повысить торговые пошлины или искусственно «раздуть» стоимость валюты, она часто запускает цепную реакцию, чреватую ущербом другим странам. Так, в 1990-е и 2000-е развитые страны отправили обменные курсы в свободное плавание, а многие азиатские и ближневосточные государства привязали свои валюты к доллару. Благодаря этой привязке экономика развивающихся стран росла чуть быстрее (за счет дешевизны экспорта), а богатый Запад накопил громадный долг, который спровоцировал финансовый кризис 2008 года.
Во избежание таких проблем политики создали мультилатеральные организации. Первой такой организацией стала Лига Наций, придуманная президентом Вудро Вильсоном после Первой мировой войны и позднее преобразовавшаяся в ООН. Однако появление основной группы экономических мультилатеральных институций, доминирующих ныне в сфере международных экономических отношений, пришлось на период после Второй мировой войны.
Дети Бреттон-Вудса. На Бреттон-Вудской конференции, проведенной в 1944 году в США в фешенебельном отеле «Маунт-Вашингтон», политики под руководством Джона Мейнарда Кейнса разработали новую финансовую и экономическую архитектуру послевоенного мира. Наряду с системой фиксированных валютных курсов были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и предшественник нынешнего Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития. Еще было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), позже трансформированное во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Эти мультилатеральные организации, в работе которых участвовали почти все страны в мире (кроме горстки деспотических режимов), определили структуру мировой экономики и формы взаимодействия различных стран.
МВФ подобен мировому центробанку: объединяя ресурсы стран-членов, он выдает кредиты тем, кто страдает от валютного кризиса или кризиса платежного баланса. За кредитами МВФ обращаются, когда взять их неоткуда; заемщиками становятся страны, а не банки или компании. Другая задача МВФ — следить за тем, чтобы государства управляли своей экономикой разумно, не создавая проблем, которые аукнутся миру в будущем. При этом МВФ страдает от «беззубости» — он лишен права наказывать тех, кто игнорирует его рекомендации, — и в прошлом не уберег ряд стран от неверных экономических решений.
ВТО является площадкой, на которой страны договариваются о ликвидации барьеров для торговли, а также арбитром в случаях, когда одна страна подозревает другую в незаконном взимании дополнительных пошлин или установлении квот на импорт. ВТО ратует за снятие ограничений торговли по всему миру.
Всемирный банк задумывался как организация, оказывающая помощь беднейшим странам мира. Выдавая кредиты (а порой и жертвуя деньги) странам со слабой экономикой, банк надеется сделать мировую экономику богаче и стабильнее. Критики осуждают суровые требования, предъявляемые Всемирным банком к странам, которым он помогает; то же относится к МВФ.
Без консенсуса. В течение 1990-х МВФ и Всемирный банк пытались проводить политику, которая перекраивала экономику других стран по лекалам этих организаций. Данное явление носит название Вашингтонского консенсуса. Странам предписывалось сокращать дефицит госбюджета и устранять барьеры на внутреннем рынке; эти меры гарвардский экономист Дэни Родрик свел к формуле «стабилизация, приватизация и либерализация». Беда в том, что многие страны, открывая свои рынки для зарубежных инвесторов, попросту не сумели справиться с огромным притоком денег извне.
После окончания холодной войны мультилатеральные организации столкнулись с суровой критикой: утверждалось, что они не в силах предотвратить повторяющиеся экономические кризисы в различных регионах. Эта критика ужесточилась после финансового кризиса 2008 года. Особенно холодно стали относиться к данным организациям США, призывающие к глобальной реформе МВФ и Всемирного банка.
Критиков беспокоит, что в МВФ недостаточно представлены новые, быстро развивающиеся лидеры мировой экономики. До недавнего времени Китай, который развивался так быстро, что стал второй по величине экономикой мира, имел в МВФ столько же голосов, сколько и Бельгия.
От Семерки к Двадцатке. Та же критика звучит в адрес Большой семерки, объединяющей семь крупнейших промышленных стран мира. США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада действительно были самыми развитыми в экономическом плане странами мира в 1970–1990-х годах. Большая семерка доминировала на любом международном экономическом саммите, и члены этой группы принимали важнейшие решения, советуясь друг с другом.
Однако в 2008 году, когда президент Джордж Буш-мл. созвал особый саммит, чтобы обсудить нарастающий финансовый кризис, стало ясно, что к обсуждению нельзя не привлечь страны вроде Китая, Бразилии, России и Индии.
Большую семерку сменила Большая двадцатка, включающая куда больше самых развитых стран мира. Есть надежда, что благодаря мультилатеральному сотрудничеству ее членов (19 стран плюс Европейский союз) число экономических сверхдержав на планете вырастет до двух и более.
< Глобализация | Все идеи | Протекционизм >