Бернард де Мандевиль (Bernard de Mandeville) был нидерландским философом, писателем и врачом, жившим в XVII и XVIII веках. Он наиболее известен своей работой «Сказ о пчелах». Эта работа стала важным произведением философии и экономики, в котором Мандевиль высказывал ряд контроверзионных идей и критиковал нравственные и социальные устои того времени.
Основные работы:
- Эгоизм и общественное благополучие: В «Сказе о пчелах» Мандевиль выразил идею, что человеческий эгоизм и стремление к личной выгоде могут способствовать общественному благополучию. Он утверждал, что человеческое общество основано на индивидуальных интересах и жажде наживы, и именно эти индивидуальные интересы мотивируют людей работать и создавать богатство.
- Полезная работа и ненужные роскоши: Мандевиль аргументировал, что некоторые виды деятельности, которые могут казаться морально сомнительными (например, роскошь и искусство), на самом деле важны для экономики, так как они способствуют потреблению и содействуют рабочим местам. Он выразил эту идею через пример пчел, которые, как утверждал Мандевиль, создавали мед и роскошь.
- Консюмеризм и массовое производство: В работе «Сказ о пчелах» Мандевиль также поднимал вопросы о роли потребления и массового производства. Он утверждал, что потребление и желание наживы стимулируют производство товаров и услуг, что способствует росту экономики.
- Критика нравственности: Мандевиль был критиком традиционных нравственных ценностей своего времени. Он утверждал, что стремление к богатству и наслаждениям, которое он ассоциировал с «пропастью пчел,» было естественным и полезным для общества.
«Сказе о пчелах» Мандевиля
«Сказ о пчелах» (The Fable of the Bees) — это философская поэма и прозаический эссе нидерландского врача и философа Бернардом де Мандевилем. Работа была опубликована в нескольких частях с 1705 по 1723 год. В этом произведении Мандевиль использует метафору пчел и их деятельности для иллюстрации различных аспектов человеческой природы и общества.
Основные идеи «Сказа о пчелах»
- Эгоизм и общественное благополучие: Мандевиль аргументирует, что весь мир сделан для того, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности и желания. Человеческая природа, по его мнению, сводится к эгоизму и стремлению к личной выгоде. Он утверждает, что именно эти эгоистические мотивы мотивируют людей работать, творить и создавать богатство.
- Роль потребления и роскоши: Мандевиль поднимает вопрос о том, что роскошь, искусство и развлечения, хотя они могут казаться излишествами, на самом деле являются двигателями экономики. Он утверждает, что потребление и жажда наживы способствуют производству товаров и услуг, что, в свою очередь, содействует созданию рабочих мест и процветанию общества.
- Разделение труда и производство: Мандевиль анализирует важность разделения труда и специализации в обществе. Он подчеркивает, что каждый человек выполняет свою уникальную роль, внося свой вклад в общее благосостояние. Это деление труда, согласно Мандевилю, способствует процветанию и богатству общества.
- Критика нравственности: В «Сказе о пчелах,» Мандевиль критикует традиционные нравственные ценности своего времени, утверждая, что принципы благочестия и самопожертвования могут подавлять человеческую природу и индивидуальный потенциал. Он выражает мнение, что человечество нуждается в некоторой степени эгоизма, чтобы двигаться вперед и развиваться.
- Публичное и частное благосостояние: Мандевиль представляет идею, что частное благосостояние и самоуважение индивида важны для общественного благосостояния. Он утверждает, что стремление к личной выгоде может привести к общей пользе и процветанию государства.
Важно отметить, что «Сказ о пчелах» вызвал ожесточенные дискуссии и был критикован за свои контроверзионные идеи. Мандевиль был одним из первых мыслителей, который выразил идеи, предшествовавшие современным теориям экономики, таким как адамовская «рука рынка.» Его произведение стало важным вкладом в развитие экономической мысли и вызвало широкий интерес к обсуждению роли эгоизма и морали в обществе.
Критика традиционных нравственных ценностей своего времени
Бернард де Мандевиль был критиком традиционных нравственных ценностей своего времени, он выразил несколько контроверзионных взглядов на мораль и этические нормы, которые преобладали в обществе его эпохи.
Основные идеи его критики
- Эгоизм как двигатель действий: Мандевиль утверждал, что эгоизм, жажда наживы и стремление к личной выгоде были основными мотиваторами человеческого поведения. Он считал, что это естественное человеческое стремление и что оно может быть полезным для общества. Таким образом, Мандевиль подвергал сомнению идею о том, что человеческая природа должна строиться на альтруизме и самопожертвовании.
- Роскошь и искусство: В «Сказе о пчелах» Мандевиль представлял роскошь, искусство и развлечения как неотъемлемую часть жизни. Он утверждал, что потребление и наслаждение роскошью могут стимулировать экономическое развитие и процветание общества. Это мнение стояло в противоречии с моральными установками многих его современников, которые видели роскошь как порок.
- Роль нравственных ценностей: Мандевиль выразил сомнение в том, что строгая мораль и нравственные принципы всегда положительно влияют на общество. Он утверждал, что некоторые аспекты человеческой природы, такие как жадность и амбиции, могут способствовать процветанию общества, даже если они кажутся неморальными.
- Противоречия в общественной нравственности: Мандевиль указывал на противоречия в общественной нравственности своего времени. Он поднимал вопрос о том, как люди, следуя своим личным интересам, могут при этом способствовать общественной пользе. Эти противоречия заставляли его сомневаться в абсолютности нравственных норм.
- Поддержка исследования натуры: Мандевиль призывал к более объективному изучению человеческой природы и общества. Он считал, что понимание и признание эгоизма как части человеческой природы может помочь обществу лучше ориентироваться в реальности.
В целом Мандевиль считается одним из ранних представителей экономической мысли, который выразил идеи, предшествовавшие более современным теориям, таким как адамовская «рука рынка» и идеи о роли самоинтереса в экономике. Его работы вызвали широкие дискуссии и привлекли внимание других философов и экономистов своего времени.