Платежный баланс

Платежный баланс

 

До недавнего времени редкая экономическая новость привлекала такое же внимание, как статистика по платежному балансу. Особенности финансового и экономического взаимодействия страны с остальным миром считались столь же важным показателем ее здоровья, как ВВП. Ныне платежный баланс не вызывает былого ажиотажа, но остается главным путеводителем по международным экономическим связям страны.

Платежный баланс учитывает все торговые потоки, идущие в страну и из нее, включая денежные средства из-за рубежа или, например, отсылаемые семьям и деловым партнерам в других странах. Важность этого документа трудно переоценить. Платежный баланс показывает, что происходит с экономикой: может, она берет слишком много кредитов и перегревается (что создает потенциальные проблемы) или, наоборот, отдает наличные другим странам в обмен на товары. В итоге платежный баланс позволяет понять, ждет ли страну светлое будущее — или она должна будет просить помощи у Международного валютного фонда, чтобы не сесть на экономическую мель.

Текущие операции и операции с капиталом. Текущие операции и операции с капиталом. Платежный баланс состоит из двух основных частей: текущие операции и операции с капиталом.

Текущие операции. Они измеряют поток товаров и услуг, движущийся в страну и из нее. Их часто называют видимой (физические товары) и невидимой торговлей (деньги, уплаченные за услуги — юридические консультации, реклама, архитектурные проекты и так далее). Когда страна импортирует значительно больше товаров и услуг, чем экспортирует, у нее возникает большой дефицит (отрицательное сальдо) по текущим операциям. С 1980-х годов платежные балансы США и Великобри тании показывают большой дефицит по текущим операциям почти ежегодно — импорт в эти страны постоянно превышал экспорт. Государства с большим положительным сальдо по текущим операциям — это ведущие экспортеры — Германия и Япония (традиционно), а также — в последние десятилетия — Китай, получивший прозвище «мастерской мира» за то, что наводняет товарами другие страны. Еще в этом разделе учитываются любые односторонние денежные переводы за границу и из-за границы, скажем, зарубежная помощь и подарки, а также наличные, которые работники отсылают своим семьям за рубеж.

Операции с капиталом. Если в стране наблюдается дефицит по текущим операциям, он по необходимости должен чем-то уравновешиваться (потому это и платежный баланс). Если Япония продает США автомобилей на миллион долларов, эти деньги японцы должны куда-то деть, например, инвестировать в американский бизнес или положить на счет в американском банке. Скажем, Китай, который в 1990-х и 2000-х годах торговал с США и другими странами Запада с огромным положительным сальдо, использовал эту гору долларов для инвестиций в США, причем инвестиции разнились от государственных облигаций до акций крупнейших компаний.

Безвредный дефицит. Дефицит по текущим операциям, обычно идущий рука об руку с внешнеторговым дефицитом, указывает на то, что страна занимает средства у других стран, чтобы финансировать саму себя, и ее жажда потребления превышает способность производить товары и удовлетворять ими внутренний спрос. Такое положение дел может настораживать, но оно не всегда опасно — по крайней мере, при небольшом дефиците. До некоторого порога дефицит по текущим операциям может быть абсолютно здоровым явлением.

В 1980-е, а также в начале 2000-х многие удивлялись американскому дефи циту по текущим операциям, достигавшему рекордной отметки 6 % от ВВП, более $750 трлн. Примерно такой же уровень дефицита был и в Великобритании.

Кое-кто считал даже, что эти страны ждет полномасштабный кризис платежного баланса. Такое происходит, когда одна часть платежного баланса — обычно это текущие операции — не покрывается другой. Подобное случалось несколько раз — взять азиатский финансовый кризис второй половины 1990-х и российский финансовый кризис того же времени. Когда зарубежные инвесторы понимали, что страны с большим дефицитом по текущим операциям движутся к финансовым потрясениям, они начинали отказываться от покупок чего-либо в рублях, батах и так далее. Операции с капиталом уже не могли уравновесить отрицательное сальдо по текущим операциям. В таких обстоятельствах серьезный экономический кризис неминуем.

Часто, однако, многолетний дефицит не влечет никаких последствий. Обычно за большим дефицитом по текущим операциям следует не кризис, а падение стоимости национальной валюты. Когда обменный курс падает, экспорт страны становится дешевле и привлекательнее для иностранцев. Это, в свою очередь, подстегивает продажи товаров страны за рубежом, после чего дефицит по текущим операциям уменьшается. В международной системе плавающих валютных курсов дефицит по текущим операциям неизбежен, но, как правило, поддается саморегуляции.

Следя за дефицитом. Так бывает не всегда. Как отмечалось в главе 23, история знает и примеры систем фиксированных курсов обмена валют; самые известные из них — золотой стандарт в XIX и начале XX века, а также Бреттон-Вудская система, действовавшая с 1945-го по 1970-е годы. В эти периоды государства с дефицитом по текущим операциям должны были для достижения равновесия тормозить свою экономику. Политики и экономисты пристально изучали статистические данные платежного баланса, чтобы определить, какое будущее те пророчат.

Даже если мир не вернется к системе фиксированных обменных курсов, не стоит обходить вниманием положительное или отрицательное сальдо по текущим операциям, а равно и структуру платежного баланса. По этим данным можно понять, ждет ли страну процветание.

 

< Валюты и обменные курсы | Все идеи | Доверие и закон >

Организации, менеджеры и процесс управление

  1. Понятие организации. Простые, сложные, формальные и неформальные организации
  2. Общие характеристики организаций
  3. Кто такие менеджеры, и что они делают?
  4. Роли руководителя
  5. Понятие управления
  6. Уровни управления в организации
  7. Факторы, влияющие на успех организации

Эволюция управленческой мысли

  1. История менеджмента как науки
  2. Подходы к управлению
  3. Подходы к управлению на основе выделения различных школ
  4. Школа научного управления
  5. Административная (классическая) школа управления
  6. Школа человеческих отношений в управлении
  7. Школа поведенческих наук
  8. Школа науки управления или количественного подхода
  9. Процессный подход к управлению
  10. Функции менеджмента
  11. Системный подход к управлению
  12. Ситуационный подход к управлению

Внутренняя среда организации

  1. Внутренние переменные организации
  2. Цели, как внутренняя переменная организации
  3. Структура, как внутренняя переменная организации
  4. Задачи, как внутренняя переменная организации
  5. Технология, как внутренняя переменная организации
  6. Люди, как внутренняя переменная организации

Внешняя среда организации

  1. Внешняя среда организации
  2. Определение внешней среды
  3. Характеристики внешней среды
  4. Среда прямого воздействия
  5. Среда косвенного воздействия
  6. Международное окружение

Социальная ответственность и этика в бизнессе

  1. Роль бизнеса в экономике и обществе
  2. Аргументы за и против социальной ответственности
  3. Социальная ответственность на практике
  4. Этика и современное управление
  5. Повышение показателей этичности поведения

Коммуникации в менеджменте

  1. Процесс коммуникаций и эффективность управления
  2. Коммуникационный процесс
  3. Межличностные коммуникации
  4. Организационные коммуникации

Процесс принятия управленческих решений

  1. Природа процесса принятия решений
  2. Организационные решения
  3. Подходы к принятию решений
  4. Рациональное решение проблем
  5. Среда принятия решений
  6. Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений

Модели и методы принятия решений

  1. Модели и методы принятия решений
  2. Моделирование
  3. Типы моделей
  4. Общие проблемы моделирования
  5. Теория игр
  6. Модели теории очередей
  7. Модели управления запасами
  8. Модель линейного программирования
  9. Имитационное моделирование
  10. Анализ безубыточности
  11. Методы принятия решений
  12. Платежная матрица
  13. Дерево решений
  14. Методы прогнозирования
  15. Анализ временных рядов
  16. Качественные методы прогнозирования
  17. Метод экспертных оценок

Стратегическое планирование

  1. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
  2. Сущность стратегии
  3. Цели и миссия организации
  4. Характеристики целей
  5. Анализ и оценка внешней среды организации
  6. Анализ и оценка сильных и слабых сторон организации
  7. Стратегические альтернативы
  8. Выбор стратегии

Планирование реализации стратегии

  1. Реализация стратегического плана
  2. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
  3. Управление по целям
  4. Оценка стратегического плана

Делегирование, ответственность, полномочия и взаимодействие в организации

  1. Делегирование, ответственность и полномочия
  2. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
  3. Эффективная организация распределения полномочий

Построение организация

  1. Выбор структуры
  2. Проектирование организационной структуры
  3. Бюрократия
  4. Департаментализация
  5. Функциональная организационная структура
  6. Дивизиональная структура
  7. Продуктовая структура
  8. Региональная организационная структура
  9. Адаптивные структуры
  10. Адаптивные и механистические организационные структуры
  11. Проектная организация
  12. Матричные структуры организации
  13. Централизованные и децентрализованные организации
  14. Степень централизации
  15. Интеграция структуры

Мотивация

  1. Понятие мотивации
  2. Метод кнута и пряника
  3. Современные теории мотивации
  4. Первичные и вторичные потребности
  5. Содержательные теории мотивации
  6. Иерархия потребностей по Маслоу
  7. Теория потребностей МакКлелланда
  8. Двухфакторная теория Герцберга
  9. Процессуальные теории мотивации
  10. Теория ожиданий
  11. Теория справедливости
  12. Модель Портера-Лоулера
  13. Мотивация и компенсация

Контроль

  1. Сущность и смысл контроля
  2. Предварительный контроль
  3. Текущий контроль
  4. Заключительный контроль
  5. Процесс контроля
  6. Поведенческие аспекты контроля
  7. Характеристики эффективного контроля
  8. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле

Группы в организации

  1. Группы и их значимость
  2. Формальные и неформальные группы
  3. Хоторнские эксперименты
  4. Развитие неформальных организаций и их характеристики
  5. Управление неформальной организацией
  6. Как повысить эффективность групп

Власть и личное влияние

  1. Власть, влияние, лидер
  2. Руководство в организации
  3. Влияние и власть
  4. Баланс власти
  5. Формы власти и влияния
  6. Убеждение и участие
  7. Практическое использование влияния

Лидерство

  1. Обзор теорий лидерства
  2. Поведенческий подход к лидерству
  3. Автократичное и демократичное руководство
  4. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
  5. Четыре системы Лайкерта
  6. Двумерная трактовка стилей лидерства
  7. Стиль, удовлетворение и производительность
  8. Обзор исследований по лидерству, удовлетворенности и производительности
  9. Ситуационные подходы к эффективному лидерству
  10. Ситуационная модель руководства Фидлера
  11. Подход «путь—цель» Митчела и Хауса
  12. Теория жизненного цикла
  13. Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
  14. Адаптивное руководство. заключительные замечания

Управленеи конфликтами, изменениями и стрессами

  1. Природа конфликта в организации — Что такое конфликт
  2. Типы конфликта
  3. Причины конфликта
  4. Модель процесса конфликта
  5. Управление конфликтной ситуацией
  6. Природа организационных измерений
  7. Управление изменениями
  8. Организационное развитие
  9. Природа стресса

Управление трудовыми ресурсами

  1. Введение в управление трудовыми ресурсами
  2. Формирование трудовых ресурсов — Планирование потребности в трудовых ресурсах
  3. Набор трудовых ресурсов
  4. Отбор кадров
  5. Определение заработной платы и льгот
  6. Развитие трудовых ресурсов
  7. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
  8. Подготовка кадров
  9. Оценка результатов деятельности
  10. Подготовка руководящих кадров
  11. Управление продвижением по службе
  12. Повышение качества трудовой жизни — Удовлетворение работника своим трудом
  13. Совершенствование организации труда

Управление производством: создание операциооной системы

  1. Системный подход к управлению операциями
  2. Вопросы этики в управлении производством
  3. Проектирование изделий и процессов в производстве
  4. Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
  5. Производственные мощности, месторасположение, проектные решения
  6. Проектирование работ и нормирование труда

Управление производством: функционирование операционной системы

  1. Оперативное управление производством
  2. Планирование выпуска продукции
  3. Управление запасами
  4. Оперативное управление производством
  5. Управление проектами
  6. Методы управления проектами
  7. Обеспечение качества

Управление производительностью: комплексный подход

  1. Комплексный подход к вопросам производительности
  2. Управление по критерию производительности
  3. Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности
  4. Новое в управлении производительностью труда