Экономическая библиотека онлайн

Поведенческая экономика

Поведенческая экономика

 

У экономической науки есть ахиллесова пята. До недавнего времени многие пытались игнорировать этот изъян или доказывали, что его нет, однако именно в нем кроется первопричина вопиющих ошибок, которые экономисты совершают на протяжении столетий. Речь о ложной посылке «люди рациональны».

Опыт показывает: люди не ведут себя рационально все время. Тучный курильщик, будь он рационален, давно сел бы на диету и отказался от сигарет, ведь тучность и курение вредят его здоровью. Если бы все мы мыслили рационально, нас не привлекали бы предложения типа «купите один товар, второй получите бесплатно», да и свою зарплату мы оценивали бы по абсолютному уровню, а не в сравнении с соседской.

Однако, несмотря на повсеместные проявления нерационального поведения, стандартная «неоклассическая» экономика твердо уверена в том, что потенциал рациональности, силы воли и эгоизма в нас безграничен. Эта аксиома лежит в основе теории невидимой руки Адама Смита, постулирующей: итогом совокупности эгоистических, рациональных действий будет рост благосостояния всего общества. Придуманного экономистами типичного рационального человека часто называют Homo economicus — «человек экономический».

В реальном мире люди склонны поддаваться эмоциям — радости, любви, зависти, горю — и действовать нерационально.

Основы. Поведенческая экономика изучает нерациональное поведение и его причины. Это одна из новейших и наиболее занимательных областей академической науки, сочетающая экономику и психологию.

Более того, эта интереснейшая сфера исследований начинает играть главную роль в формировании экономической политики. Чем глубже мы проникаем в тайны сознания и мозга, тем полнее поведенческая экономика отвечает на вопрос, что движет людьми на самом деле.

Пионеры поведенческой экономики, психологи Амос Тверски и Даниэль Канеман, в 1970-е модифицировали теории обработки информации мозгом и сравнили их с экономическими моделями.

Они обнаружили, что когда человек сталкивается с неопределенностью, он чаще реагирует не рационально и не наобум, а определенными и предсказуемыми способами. Обычно он использует алгоритм, известный ему по предыдущему опыту, которые Тверски и Канеман назвали эвристикой. На этот алгоритм влияют опыт и среда. Скажем, тот, кто впервые обжегся, прикоснувшись к сковородке, в будущем будет касаться сковородок осторожнее.

Доказательства. На наши решения влияет и то, как именно нам предоставляют варианты выбора, — этот эффект называют фреймингом. Тверски и Канеман описывают следующий опыт. Участникам эксперимента сообщают, что в США вспыхнула эпидемия редкой азиатской болезни, угрожающая унести 600 жизней. Есть два варианта действий: программа А спасет 200 человек, в программе Б каждый из 600 человек имеет шансы на спасение с вероятностью в 1/3. 72 % опрошенных выбрали программу А, хотя на деле результаты обеих программ идентичны.

Не так давно экономист Массачусетского технологического института Дэн Ариэли провел другой эксперимент. Попросив студентов написать на листке часть их номеров социального страхования, он поинтересовался, сколько они готовы заплатить за бутылку вина. Оказалось, что ответ на этот вопрос зависит от номера социального страхования: чем меньше цифры, тем меньше студент готов заплатить, и наоборот. Как и фрейминг, этот феномен, названный эффектом привязки, противоречит утвердившейся точке зрения, согласно которой цены на рынке зависят от спроса и предложения.

Новейшие проекты в области поведенческой экономики используют магнитно-резонансную томографию: сканируя мозг, ученые определяют, какая его часть активна, когда человек принимает экономическое решение. Среди прочего нейроэкономика сделала любопытное открытие: когда вы хотите что-то продать и вам предлагают оскорбительно низкую цену, активизируется часть мозга, отвечающая за реакцию на противный запах или неприятное изображение.

Подталкивающая экономика. Наши решения не всегда диктуются личным интересом. Осознать это очень важно, ведь экономика почти всегда полагается на личный интерес. Обычно экономисты считают, что люди в течение жизни создают сбережения, потому что понимают, что после выхода на пенсию им понадобятся деньги. Экономисты уверены, что человек не возьмет в долг больше, чем сможет вернуть. На деле, говорит поведенческая экономика, мы достаточно часто берем взаймы не из личного интереса, а потому, что нас убеждают в этом эвристические правила. Отсюда — важнейший вывод: людей нужно подтолкнуть в каком-то направлении — откладывать средства, сбросить вес, улучшить финансовое положение, — а не ждать, что они двинутся в этом направлении сами.

Так родился «либеральный патернализм», или «экономика подталкивания» — попытки применить принципы поведенческой экономики на практике. Хотя людей нельзя лишать свободы выбора, есть мнение, что их следует мягко подталкивать в каком-то (точнее, правильном) направлении. Самый известный пример — автоматическое включение работников в схему пенсионного страхования с возможностью добровольного отказа. Другая скандальная идея, которую в 2008 году вынес на обсуждение британский премьер- министр Гордон Браун, — применить тот же принцип «презумпции со гласия» к донорству органов, то есть считать, что каждый согласен быть донором по умолчанию, но может от этого отказаться.

Однако такие методы могут нанести вред, если окажутся в дурных руках. Государство обязано оберегать граждан от войны, преступности и нужды, но должно ли оно защищать гражданина от его нерациональности? Где заканчивается свобода действий государства? Если оно решает за людей, как им откладывать деньги или распоряжаться своими органами, что помешает ему решить за граждан, как им голосовать на выборах?

Несмотря на эти опасения, открытия в области поведенческой экономики преобразили экономическую науку, доказав, что мы не всегда ведем себя рационально и руководствуемся не только личным интересом. Правда в том, что люди — куда более сложные создания. Понять, как совмещаются две модели поведения, — это задача экономистов завтрашнего дня.

 

< Экологическая экономика | Все идеи | Теория игр >

Организации, менеджеры и процесс управление
  1. Понятие организации. Простые, сложные, формальные и неформальные организации
  2. Общие характеристики организаций
  3. Кто такие менеджеры, и что они делают?
  4. Роли руководителя
  5. Понятие управления
  6. Уровни управления в организации
  7. Факторы, влияющие на успех организации
Эволюция управленческой мысли
  1. История менеджмента как науки
  2. Подходы к управлению
  3. Подходы к управлению на основе выделения различных школ
  4. Школа научного управления
  5. Административная (классическая) школа управления
  6. Школа человеческих отношений в управлении
  7. Школа поведенческих наук
  8. Школа науки управления или количественного подхода
  9. Процессный подход к управлению
  10. Функции менеджмента
  11. Системный подход к управлению
  12. Ситуационный подход к управлению
Внутренняя среда организации
  1. Внутренние переменные организации
  2. Цели, как внутренняя переменная организации
  3. Структура, как внутренняя переменная организации
  4. Задачи, как внутренняя переменная организации
  5. Технология, как внутренняя переменная организации
  6. Люди, как внутренняя переменная организации
Внешняя среда организации
  1. Внешняя среда организации
  2. Определение внешней среды
  3. Характеристики внешней среды
  4. Среда прямого воздействия
  5. Среда косвенного воздействия
  6. Международное окружение
Социальная ответственность и этика в бизнессе
  1. Роль бизнеса в экономике и обществе
  2. Аргументы за и против социальной ответственности
  3. Социальная ответственность на практике
  4. Этика и современное управление
  5. Повышение показателей этичности поведения
Коммуникации в менеджменте
  1. Процесс коммуникаций и эффективность управления
  2. Коммуникационный процесс
  3. Межличностные коммуникации
  4. Организационные коммуникации
Процесс принятия управленческих решений
  1. Природа процесса принятия решений
  2. Организационные решения
  3. Подходы к принятию решений
  4. Рациональное решение проблем
  5. Среда принятия решений
  6. Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
Модели и методы принятия решений
  1. Модели и методы принятия решений
  2. Моделирование
  3. Типы моделей
  4. Общие проблемы моделирования
  5. Теория игр
  6. Модели теории очередей
  7. Модели управления запасами
  8. Модель линейного программирования
  9. Имитационное моделирование
  10. Анализ безубыточности
  11. Методы принятия решений
  12. Платежная матрица
  13. Дерево решений
  14. Методы прогнозирования
  15. Анализ временных рядов
  16. Качественные методы прогнозирования
  17. Метод экспертных оценок
Стратегическое планирование
  1. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
  2. Сущность стратегии
  3. Цели и миссия организации
  4. Характеристики целей
  5. Анализ и оценка внешней среды организации
  6. Анализ и оценка сильных и слабых сторон организации
  7. Стратегические альтернативы
  8. Выбор стратегии
Планирование реализации стратегии
  1. Реализация стратегического плана
  2. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
  3. Управление по целям
  4. Оценка стратегического плана
Делегирование, ответственность, полномочия и взаимодействие в организации
  1. Делегирование, ответственность и полномочия
  2. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
  3. Эффективная организация распределения полномочий
Построение организация
  1. Выбор структуры
  2. Проектирование организационной структуры
  3. Бюрократия
  4. Департаментализация
  5. Функциональная организационная структура
  6. Дивизиональная структура
  7. Продуктовая структура
  8. Региональная организационная структура
  9. Адаптивные структуры
  10. Адаптивные и механистические организационные структуры
  11. Проектная организация
  12. Матричные структуры организации
  13. Централизованные и децентрализованные организации
  14. Степень централизации
  15. Интеграция структуры
Мотивация
  1. Понятие мотивации
  2. Метод кнута и пряника
  3. Современные теории мотивации
  4. Первичные и вторичные потребности
  5. Содержательные теории мотивации
  6. Иерархия потребностей по Маслоу
  7. Теория потребностей МакКлелланда
  8. Двухфакторная теория Герцберга
  9. Процессуальные теории мотивации
  10. Теория ожиданий
  11. Теория справедливости
  12. Модель Портера-Лоулера
  13. Мотивация и компенсация
Контроль
  1. Сущность и смысл контроля
  2. Предварительный контроль
  3. Текущий контроль
  4. Заключительный контроль
  5. Процесс контроля
  6. Поведенческие аспекты контроля
  7. Характеристики эффективного контроля
  8. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
Группы в организации
  1. Группы и их значимость
  2. Формальные и неформальные группы
  3. Хоторнские эксперименты
  4. Развитие неформальных организаций и их характеристики
  5. Управление неформальной организацией
  6. Как повысить эффективность групп
Власть и личное влияние
  1. Власть, влияние, лидер
  2. Руководство в организации
  3. Влияние и власть
  4. Баланс власти
  5. Формы власти и влияния
  6. Убеждение и участие
  7. Практическое использование влияния
Лидерство
  1. Обзор теорий лидерства
  2. Поведенческий подход к лидерству
  3. Автократичное и демократичное руководство
  4. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
  5. Четыре системы Лайкерта
  6. Двумерная трактовка стилей лидерства
  7. Стиль, удовлетворение и производительность
  8. Обзор исследований по лидерству, удовлетворенности и производительности
  9. Ситуационные подходы к эффективному лидерству
  10. Ситуационная модель руководства Фидлера
  11. Подход «путь—цель» Митчела и Хауса
  12. Теория жизненного цикла
  13. Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
  14. Адаптивное руководство. заключительные замечания
Управленеи конфликтами, изменениями и стрессами
  1. Природа конфликта в организации — Что такое конфликт
  2. Типы конфликта
  3. Причины конфликта
  4. Модель процесса конфликта
  5. Управление конфликтной ситуацией
  6. Природа организационных измерений
  7. Управление изменениями
  8. Организационное развитие
  9. Природа стресса
Управление трудовыми ресурсами
  1. Введение в управление трудовыми ресурсами
  2. Формирование трудовых ресурсов — Планирование потребности в трудовых ресурсах
  3. Набор трудовых ресурсов
  4. Отбор кадров
  5. Определение заработной платы и льгот
  6. Развитие трудовых ресурсов
  7. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
  8. Подготовка кадров
  9. Оценка результатов деятельности
  10. Подготовка руководящих кадров
  11. Управление продвижением по службе
  12. Повышение качества трудовой жизни — Удовлетворение работника своим трудом
  13. Совершенствование организации труда
Управление производством: создание операциооной системы
  1. Системный подход к управлению операциями
  2. Вопросы этики в управлении производством
  3. Проектирование изделий и процессов в производстве
  4. Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
  5. Производственные мощности, месторасположение, проектные решения
  6. Проектирование работ и нормирование труда
Управление производством: функционирование операционной системы
  1. Оперативное управление производством
  2. Планирование выпуска продукции
  3. Управление запасами
  4. Оперативное управление производством
  5. Управление проектами
  6. Методы управления проектами
  7. Обеспечение качества
Управление производительностью: комплексный подход
  1. Комплексный подход к вопросам производительности
  2. Управление по критерию производительности
  3. Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности
  4. Новое в управлении производительностью труда